Министр финансов Алексей Кудрин знает, что делать с нефтяными доходами.
Фото Reuters
Вчера глава Минфина Алексей Кудрин поведал о своих планах спасения страны. «Легкие» нефтяные деньги пойдут на покрытие бюджетного дефицита. При этом непосильные для страны расходы будут ежегодно сокращаться на 1% ВВП. Если же Россия хочет ускорить свой экономический рост, то нефтедоллары ей в этом больше не помогут. Теперь российская экономика должна рассчитывать на те инвестиции, которые привлечет правительство, улучшив деловой климат. Независимые эксперты предупреждают: нефтяной пузырь может вот-вот лопнуть. И от бюджетного дефицита он вряд ли спасет.
Выступая на форуме «Россия-2011», Кудрин отметил, что сегодня бюджетный дефицит страны можно напрямую увязать с нефтяными ценами: чем стремительнее будет дорожать нефть – главный источник российского дохода, – тем быстрее снизится дефицит бюджета.
В 2010 году при цене на нефть в 75 долл. за баррель бюджетный дефицит составлял 3,9 процента ВВП. И если бы нефть сейчас не подорожала, то, по словам министра, и дефицит в 2011 году остался бы на прежнем уровне. Однако теперь, исходя из новой повестки дня, когда уже и 100 долл. за баррель, казалось бы, не предел, Кудрину стало понятно: «Цена нефти будет оставаться высокой в 2011 году». Значит, и «дефицит бюджета будет ниже 3 процентов», провозгласил министр.
Но чтобы «легкие» нефтяные деньги действительно пошли на покрытие бюджетных дыр, необходимо перекрыть те каналы, по которым раньше они бесследно утекали. Поэтому глава Минфина напомнил участникам форума о принятой год назад «дорожной карте» снижения бюджетных трат. Правительство РФ в течение трех лет – с 2010 по 2012 год – будет снижать госрасходы федерального бюджета на 1 процент ВВП ежегодно, сообщил Кудрин.
Какие именно расходы Минфин хотел бы сократить в первую очередь – легко предположить. Наверняка самые непосильные – социальные.
Напомним, в конце прошлого года президент Дмитрий Медведев поручил правительству направлять половину сэкономленных расходов и часть дополнительных доходов на поддержку приоритетов модернизации. Однако, судя по всему, в планах Кудрина поддержка модернизации за счет нефтедолларов и сэкономленных на расходах денег тоже не значится. Стимулировать экономическое развитие России должны, по его мнению, прежде всего инвестиции, которые вот-вот привлечет правительство, а вовсе не доходные углеводороды.
Чтобы простимулировать дальнейший экономический рост, Россия должна обеспечить себе прирост инвестиций на 7–10% в год. При этом Кудрин отметил, что для 7–8-процентного экономического роста стране потребуется еще более высокий прирост инвестиций.
Веру в достижимость этих показателей в министра вселяет активная работа правительства над привлечением инвестиций. Например, властями готовятся программы по снижению административных барьеров и улучшению качества работы госорганов, в том числе правоохранительных.
Независимые эксперты, в свою очередь, предостерегают финансовые власти от слепого упования на высокие сырьевые цены. Эйфория от легких нефтяных денег может привести к катастрофе. И сейчас особую опасность представляет даже не столько возможное проедание новых доходов, от которого хочет обезопасить бюджет Кудрин, сколько слишком быстрое и неожиданное для всех схлопывание надувшегося нефтяного пузыря, на который власти успели возложить большие надежды.
По оценке замглавы аналитического департамента компании «Арбат Капитал» Алексея Павлова, удорожание нефти на 1 долл. за баррель приносит России около 50 млрд. руб. дополнительных доходов. «Так что зависимость между дефицитом и стоимостью углеводородов есть», – говорит эксперт. «Бюджет РФ при достижении цен на нефть в 110–115 долларов за баррель и при темпах снижения госрасходов на 1% ВВП ежегодно вполне может стать бездефицитным», – рассуждает аналитик инвестиционной компании «Анкор Инвест» Андрей Захаров.
Российские власти по-прежнему рассчитывают на дорожающую нефть. Фото Reuters |
Но эксперты тут же добавляют, что основной вопрос в том, насколько долго котировки мировых цен на нефть будут оставаться на высоких уровнях и каким образом Россия воспользуется благоприятной мировой конъюнктурой.
Возлагать большие надежды на недельные всплески – опрометчивый шаг, куда важнее рост средней цены за весь период – за год. «Недельные всплески мы видели в изобилии и в прошлом, но отнюдь не все из них были способны сильно изменить среднюю цену за год», – напоминает аналитик UFG Wealth Management Антон Толмачев.
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев напомнил, что в Давосе руководителями бизнеса всего мира фактически был достигнут консенсус относительно главного экономического вызова наступившего года. Этим вызовом стали новые пузыри и очередной перегрев основных рынков активов, в том числе и рынка нефти. «Чудес не бывает. Пузырь рано или поздно лопнет. На дорожающую нефть надежды краткосрочны, они касаются лишь 2011 года. Говорить же о 2012–2013 годах через призму растущей цены на нефть уже нельзя», – уверен Николаев.
При этом эксперты замечают: зависимость размера бюджетного дефицита от темпов роста нефтяных цен вовсе не является аксиомой. «Если госрасходы будут расти еще быстрее, чем доходы, которые мы получаем от дорожающей нефти, то сокращения дефицита уже не произойдет. Автоматизма здесь нет», – поясняет Николаев. И тут же добавляет, что, несмотря на провозглашенную Минфином «дорожную карту» снижения трат, очень высока вероятность дальнейшего чрезмерного наращивания госрасходов. По вполне очевидным причинам – «выборы, сногсшибательные проекты типа высокоскоростной магистрали, Олимпиада». Какие-то траты в бюджете уже заложены, какие-то пока нет, но, без сомнения, деньги еще потребуются, и немалые. Поэтому, даже если Минфин и урежет часть социальных расходов или откажется от финансирования модернизации, что ему сделать в преддверии выборов все-таки вряд ли дадут, все равно над бюджетом как дамоклов меч повиснут другие правительственные имиджевые проекты.
Наконец, потребуются бюджетные деньги, по мнению Николаева, в том числе и на озвученные Кудриным правительственные программы стимулирования инвестиций и улучшения делового климата. В том случае, конечно, если эти программы действительно будут развернуты и если их постоянное упоминание в публичной сфере не является простым сотрясанием воздуха чиновниками, которые выдают желаемое за действительное.