Главу «Газпрома» Алексея Миллера больше заботят международные аспекты развития компании.
Фото Reuters
Падение нефтяных цен, вызванных мировым кризисом, породило надежды на то, что российская экономика наконец-то начнет использовать собственные ресурсы и начнет подниматься. Однако наступивший год эти надежды разрушил. Но что для бюджета благо, для экономики означает стагнацию. Вчера приоритеты развития энергетического развития страны в наступившем году попытался обозначить глава НП «Российское газовое сообщество» (РГО) Валерий Язев. Удержит ли «Газпром» свои позиции на европейском рынке и что станет с газификацией регионов страны? Эксперты считают, что в условиях роста мировых цен проблема газификации самой страны отойдет на второй план.
В конце прошлого года «Газпром» опубликовал собственную «программу газификации регионов РФ на 2011 год». «В соответствии с подписанным документом в следующем году «Газпром» направит на газификацию 65 российских регионов 25 миллиардов рублей», – отмечается в сообщении. Тогда эксперты назвали такие затраты смехотворными.
Сегодня, как отмечает директор департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток, трубопроводный газ вновь становится дешевле газа на спотовых рынках. При этом перспективы добычи сланцевого газа, который может составить серьезную конкуренцию «Газпрому» на европейских рынках, довольно туманные, отмечает эксперт. «Таким образом, пока ситуация на европейском рынке для «Газпрома» складывается удачно, – полагает Шток. – Скорее всего, в этом году компания увеличит объемы экспорта в Европу и укрепит свои позиции на европейских рынках».
С этим мнением согласен и аналитик ИК «Универ» Дмитрий Александров. «Позиции России в Европе останутся без существенных изменений скорее всего еще длительное время, – считает он. – «Газпром» или возможные иные контрагенты удобны основным крупнейшим игрокам на этом рынке и, поскольку Третий пакет ЕС не сможет привести к разделению вертикальных бизнесов, картина взаимодействия драматических изменений не претерпит».
Что же касается газификации, то сегодня даже европейская часть страны далеко не полностью обеспечена газом, есть множество сел и даже городов районного значения, куда это топливо не подведено, продолжает Шток. «Газификация в Сибири и на Дальнем Востоке и вовсе развита слабо, – отмечает аналитик. – Этот факт тормозит экономическое развитие государства в целом и отдельных регионов в частности. Очевидно, что вопрос газификации страны по-прежнему стоит остро».
При этом стоит напомнить, что в прошлом году правительство приняло программу развития газовой отрасли в стране до 2030 года, согласно которой в России должно появиться 25 тыс. километров новых магистральных газопроводов. Это позволит повысить газификацию страны с нынешних 69,8% до 86%.
Между тем население постепенно приучают к тому, что поставки газа и цены на него в скором времени выйдут на равнодоходность с экспортными поставками. Отсюда ежегодный рост тарифов: в этом году – почти на 15%.
«В теории после выхода внутреннего газового рынка на равнодоходность с экспортными поставками тарифная политика формирования рынка будет упразднена, – полагает Шток. – Цены на газ в стране будут реагировать на рыночные колебания. Сейчас стоимость газа привязана к корзине нефтепродуктов. Следовательно, цены на газ в России будут меняться в зависимости от нефтяных котировок».
В свою очередь, Александров считает, что газификация будет продолжаться – этот процесс безальтернативный. «Затраты на него имеют долгую окупаемость, поэтому объем средств может быть и не столь большим, чтобы быстро решить проблему, но все же не забудем, что «Газпром» хоть и выполняет здесь социально значимую функцию, является коммерческой компанией, а потому вынужден искать способы минимизации расходов и увеличения прибыли», – поясняет он.
По его словам, рост стоимости газа внутри страны можно ожидать еще в течение как минимум 3–4 лет. «Вопрос о том, что будет после достижения равнодоходности – будет ли равномерная индексация или нет, мы увидим позднее», – отмечает Александров.