Российские автодилеры, несмотря на рост продаж, пока не ждут докризисных показателей.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
По мнению отраслевых экспертов, продажи легковых автомобилей в РФ восстанавливаются, что вселяет оптимизм в среду производителей и продавцов. Вчера свои подсчеты обнародовала компания PricewaterhouseCoopers (PWС), неделей раньше анализ рынка сделала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Западные эксперты отмечают рост продаж в России новых автомобилей по итогам 2010 года на 30% – до 1,76–1,9 млн. штук – и полагают, что в будущем году этот показатель сравняется с докризисным. Однако отечественные специалисты настроены более скептически, считая, что кризис в автопроме, как и в экономике страны, продлится до 2013–2014 годов.
Как отметил аналитик и партнер PWС Стенли Рут, в количественном выражении продажи выросли на 30% – до 1,76 млн. штук, а в денежном – на 31% – до 33,7 млрд. долл.
Согласно прогнозу компании, продажи новых легковых автомобилей в наступившем году по базовому сценарию вырастут на 20% – до 2,1 млн. штук, а по оптимистическому – на 35% – до 2,4 млн.
Отметим, что данные PWC практически совпали с прогнозом российского Минпромторга, которое ожидало, что объем продаж новых легковых машин в стране в 2010 году составит 1,75 млн. единиц, что превысит показатель 2009 года на 28,5%. Аналогичную точку зрения разделяет и Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), который на прошлой неделе привел собственные данные, согласно которым продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в прошлом году в России выросли по сравнению с 2009 годом на 30%. Правда, показатель АЕБ – 1,9 млн. проданных легковушек – несколько отличается от того, что привел PWС. По прогнозам АЕБ, объем продаж автомобилей в 2011 году составит 2,24 млн. штук, а в 2012 году российский автомобильный рынок выйдет по объему продаж на докризисный уровень – 2,8–2,9 млн. штук.
Впрочем, отечественные аналитики не спешат разделять оптимизм западных коллег. Как считает эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации» Петр Клюев, в этом году рост продаж автомобилей замедлится. «Основным тормозом роста авторынка в России станет завершение стимулирующей госпрограммы по утилизации автомобилей, которая себя практически исчерпала, – поясняет аналитик. – Прогнозы на 2011 год по авторынку в сегодняшних условиях давать очень сложно, поскольку оценить реальные возможности потребителя мешает пока еще действующая госпрограмма, стимулирующая продажи. Однако не исключено, что рост продаж в 2011 году будет меньше 20%».
К тому же, как отмечает Клюев, восстановление экономики страны идет очень медленными темпами. Следовательно, существенных улучшений на потребительском рынке не наблюдается. «Таким образом, базы для мощного роста авторынка в России пока еще нет, – продолжает он. – Если ситуация резко не изменится в лучшую сторону, маловероятно, что продажи выйдут на докризисный уровень ранее 2013–2014 года».
Впрочем, потенциал российского авторынка, по мнению Клюева, возможно, лежит в другой плоскости – в новых технологиях. «Сейчас на мировом авторынке наметилась довольно устойчивая тенденция – использование экологических автомобилей с низким расходом топлива, – предполагает он. – Спрос на такую продукцию постоянно растет. Если России удастся наладить выпуск таких автомобилей и предложить за них конкурентоспособную цену, это может существенно поддержать авторынок в ближайшем будущем».
В свою очередь, гендиректор московской автомобильной компании FRESH Денис Мигаль считает, что, во-первых, нельзя сказать, что в 2010 году был рост рынка в целом. «Можно лишь отметить, что он был восстановительным, – уточняет он. – Люди боялись потерять накопленные средства и вкладывали их в автомобили, чтобы вообще не остаться без денег». По его словам, более точный прогноз о восстановлении продаж до докризисного уровня можно будет сделать по итогам 2011 года. «Этот год многое покажет: если рост будет умеренным и продажи вырастут на 20–40%, то можно будет говорить о выходе на докризисный уровень в 2013 году, – осторожно предполагает эксперт. – Если же продажи сократятся, то о достижении докризисного уровня говорить будет вообще сложно».
Как показала практика, без стимулирования и поддержки рынка со стороны государства говорить о регулируемом стабильном спросе на новые автомобили нельзя, считает Мигаль. Пока что российский рынок нуждается в помощи государства. Кроме того, мы по-прежнему зависим от общей экономической ситуации в мире, стабильности курсов валют и т.д.», – заключил он.