Длительность нынешнего кризиса в России составит не полтора-два года, как ожидали в правительстве, а не менее пяти лет. Об этом говорят прогнозы восстановления отечественного авторынка – одного из самых надежных индикаторов состояния экономики. Несмотря на 30-процентный рост продаж новых автомобилей в стране по итогам 2010 года, выход на докризисный уровень ожидается не ранее 2012–2013 годов, а возможно, и еще позднее.
Как заявили вчера представители Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), выход отечественного автомобильного рынка на докризисный уровень и достижение им уровня продаж в 2,8–2,9 млн. новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) ожидается по итогам только будущего года. Об этом сообщил глава комитета Дэвид Томас. Несмотря на внушительный рост – 30% по итогам 2010 года, говорить о восстановлении очень рано. По итогам 2009 года АЕБ фиксировал падение на 50%, так что рост года 2010-го, пусть даже существенный, вряд ли компенсирует такие потери. Впрочем, как пояснил Дэвид Томас, «в начале 2011 года мы находимся в более хорошем настроении, чем это было год и тем более два года назад». При этом он отметил, что главным событием, позволившим российскому рынку продемонстрировать столь впечатляющие показатели, стала программа утилизации старых автомобилей. Из общего роста в 30% на долю программы утилизации приходится почти треть. Остальное – на изменение потребительских настроений, стабильность валютного курса вызвала возобновление кредитных программ и снижение процентных ставок.
Хотя, как посетовал Дэвид Томас, полного понимания целей российской программы утилизации у западных производителей до сих пор нет. Правительственная поддержка оказывалась и в США, и в Европе, но программы уже завершены, тогда как в России реализация аналогичного проекта явно затянулась.
В свою очередь, вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Марк Овенден считает, что «результаты 2010 года вселяют оптимизм». «По мере того как сохраняются высокие цены на нефть и укрепляется российская экономика, к россиянам возвращается уверенность в завтрашнем дне, и покупательная активность снова начала расти, – отметил он. – Мы приветствуем продление программ утилизации подержанных автомобилей и льготного кредитования, которые, безусловно, внесут свой вклад в развитие автоиндустрии, однако следует заметить, что 80% продаж по этим программам приходится на дешевые автомобили традиционных российских производителей». По его словам, прогнозы на 2011 год вполне позитивные, если, конечно, российская экономика и валюта продолжат свой рост. А вот с этим могут быть и проблемы┘
Опрошенные «НГ» независимые отраслевые эксперты куда более пессимистичны, чем их западные коллеги. «По-моему мнению, выход по продажам автомобилей в России на докризисный уровень может затянуться – например, до 2013 года и более, – предупреждает ведущий аналитик компании «РИК-Финанс» Роман Ткачук. – Несмотря на все радужные прогнозы, в наступившем году ситуация может и не измениться, так что все предположения по поводу очередного роста на 20–25% могут оказаться несбыточными». По мнению эксперта, многое будет зависеть от состояния мировой экономики, которая пока не показывает какого-то серьезного роста.
В свою очередь, аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Максим Лобада также считает, что выход на цифру в 2,8–2,9 млн. машин к 2012 году – очень оптимистичный прогноз. «Он подразумевает рост в 53% за два года, что весьма существенно и вряд ли достижимо, поэтому однозначно за следующий год мы рекорда тут не установим, – отмечает он. – Позитивные факторы, которые приводятся в качестве обоснования, с легкостью могут быть нивелированы общей нестабильностью мировой экономики: кризис суверенных долгов еврозоны, форсированная девальвация валют, общее падение мирового спроса и т.д.».
Программа по утилизации уже продлена на этот год, что продолжит поддерживать продажи автомобилей в стране. Но при этом, отмечает Лобада, основным бенефициаром программы является АвтоВАЗ, чьи продажи фактически и вытянули весь рынок на рекордный рост в 2010 году. «В этом году данная тенденция продолжится, но как только программа по утилизации будет свернута, продажи упадут, что повлечет за собой торможение в целом по рынку, – предупреждает он. – Запас по наращиванию реализации есть в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV), и он может немного сгладить это падение, но ключевой роли не сыграет. С учетом бюджетных проблем России утверждение, что и в 2012 году на программу будут выделены существенные средства, находится под большим вопросом». А после ее отмены уже через год мы можем увидеть не просто остановку темпов роста продаж, но и их снижение при прочих равных, несмотря на весь позитив в области кредитования и изменения потребительских настроений. Особенно если учесть намерения Центробанка по повышению ставки, растущей инфляции и серьезного увеличения расходов населения в связи с ростом тарифов естественных монополий, поясняет эксперт.