Юрий Воронин считает, что с повышением пенсионного возраста для россиян спешить не стоит.
Фото РИА Новости
Вчера замглавы Минздравсоцразвития России Юрий Воронин заявил, что повышение пенсионного возраста в России может произойти ближе к 2030 году. Вопреки жестким требованиям Минфина ведомство Татьяны Голиковой отказывается повышать пенсионный возраст до тех пор, пока не будет решен вопрос об оплате досрочного выхода на пенсию работников с вредными условиями труда. Однако эксперты «НГ» уверены, что кризис не оставляет возможностей для «мягкого» варианта Голиковой и поэтому правительство пойдет на резкое повышение возраста, но только после выборного 2012 года.
«Наша позиция по этому вопросу солидарна с мнением Пенсионного фонда и вряд ли будет изменена, – заявил Воронин в ответ на вопрос «НГ» о том, что будет с пенсионным возрастом, учитывая разные ведомственные точки зрения и взгляды на эту проблему. – Здесь есть несколько составляющих, во-первых, социально-демографическая, которую пересмотреть одномоментно просто невозможно. У нас существует пропасть между сроком жизни мужчин и женщин. Поэтому, с нашей точки зрения, сначала необходимо создать демографические условия».
В любом случае, отметил представитель Минздравсоцразвития, подойти к решению об увеличении пенсионного возраста можно будет не ранее 2030 года. «Все страны, которые принимали подобные решения, за исключением разве что Франции, где этот вопрос был решен довольно жестко, делали это очень мягко, повышая пенсионный возраст на 1–2 месяца за год, – пояснил Воронин. – Так что подобные программы реализуются очень медленно. К тому же, если говорить о России, возникает целый ряд других проблем. Например, что делать с тем фактом, что 33% всех получателей пенсий у нас относятся к «досрочникам», то есть к тем категориям, которые имеют право выхода на пенсию на 5–10, а то и 15 лет раньше остальных? Сегодня решить этот вопрос также невозможно. Кроме того, к повышению пенсионного возраста необходимо готовить всю систему, причем не один год. Нужны серьезные реформы в пенсионной сфере, но мы пока для этого явно не созрели».
Между тем позиция Минздравсоцразвития наталкивается на противодействие со стороны Минфина, представители которого требуют безотлагательного решения этой проблемы.
Выступая в ноябре на Гайдаровских чтениях, первый замглавы Минфина Сергей Шаталов заметил, что рано или поздно к решению о повышении пенсионного возраста прийти придется. «Да, мы не можем позволить себе, чтобы у нас пенсионный возраст был самым низким в мире, – подчеркнул он. – Я пока не знаю ответа на вопрос, пройдена ли «точка невозврата», когда решение уже не может быть окончательно пересмотрено. Я видел недавнюю работу Института Гайдара – исследование по этой теме. Альтернативные варианты по большому счету существуют. Конструктивно их можно было бы прорабатывать, и, если будет политическая воля к этой теме, мне кажется, стоит к ним вернуться, чтобы не делать ошибок».
Комментируя властные дебаты, опрошенные «НГ» эксперты признают, что проблема действительно назрела. Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев убежден, что решение о повышении пенсионного возраста в России будет принято, причем гораздо раньше, чем об этом говорит Юрий Воронин. «До 2012 года, когда страна будет выбирать президента, этого не будет, но потом – обязательно, с вероятностью в 99%, – подчеркнул эксперт. – Просто потому, что проблема назрела настолько, что деваться от нее некуда. Чудес не бывает – работать только до 55–60 лет и получать при этом хорошую пенсию – невозможно».
По его словам, власти упустили время для того, чтобы провести это решение относительно безболезненно. Реформу нужно было делать в середине 2000-х, когда российская казна распухала от притока шальных нефтедолларов. «А сегодня главное – провести серьезную пенсионную реформу и не допустить, чтобы вся она свелась к простому повышению пенсионного возраста, – предупреждает аналитик. – Нельзя забывать, что ключевые проблемы пенсионной системы повышение пенсионного возраста само по себе не решает». Сегодня, отмечает Николаев, власти запутали всех и самих себя. Поэтому и существует определенный страх по поводу того, к чему все их решения приведут. «Если система дефицитна и продолжает таковой оставаться при любых условиях, значит, надо менять эту систему, – уверен эксперт. – Вопрос лишь в том, как далеко власти пойдут в своих реформах┘»