Андрей Илларионов рассказывает о главных событиях года.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В качестве главных итогов 2010 года российские экономисты называют совершенно разные события. Так, бывший президентский советник Андрей Илларионов одним из главным событий года считает объявление России «мафиозным государством», где власть и криминал существуют в симбиозе. Символом такого государства стала Кущевская. Экономист Михаил Делягин выделяет факт формирования порочной налоговой политики – «чтобы больше воровать, нам нужно поднимать налоги». Символом 2010 года для Михаил Хазина стала стагнация в экономике, несмотря на рост мировых цен на нефть.
Вчера глава Института экономического анализа, бывший советник президента Андрей Илларионов подвел традиционные итоги года, что он делал и раньше в течение почти всего десятилетия. Главное отличие итогов-2010 от прошлых состоит в том, что теперь экс-советник концентрируется не на экономических, а на политических событиях. Уходящий год, по мнению Илларионова, стал «годом политической, правовой, моральной деградации» и окончательного перехода к фашизму. Очевидно экс-советник имеет в виду как события на Манежной площади, так и неожиданно всплывшие на поверхность шокирующие подробности о жизни в станице Кущевская. Главным результатом года, по версии Илларионова, стало «мировое признание сути российского режима – мафиозного государства». Символ такого государства – «бандитизм в Кущевской».
Вскрытие язв российской политической системы шло у экспертов одновременно с разговором о неистребимой коррупции и о криминале. И это вполне ожидаемо: когда предметом разговора становится симбиоз власти и криминала, тогда приходится расширять границы экономического анализа и переходить уже к анализу государственной политики в целом.
Между тем главным событием 2010 года Илларионов назвал «гибель 60 тысяч российских граждан от повышенной температуры и смога летом 2010 года». Другими словами, огненное лето-2010 запомнилось Илларионову не столько экономическими последствиями – серьезными неурожаями, небывалым разгоном продуктовой инфляции, сколько социальными. Видимо, тут снова сыграл свою ключевую роль политический фактор – обсуждаемый в прессе отказ властей раскрывать реальное количество смертей, участившихся из-за природных аномалий.
В следующих своих номинациях Илларионов уже полностью сконцентрировался на российской политике – на проблеме ущемления свобод граждан, которые, однако, пока еще пытаются активно заявлять о своей общественной позиции, и на тех шагах правительства, которые оцениваются Илларионовым уже как предвыборные. Тем самым «идеей года» для Илларионова стала «защита прав граждан путем массовых действий» Пример – движение «синих ведерок»; акции против вырубки Химкинского леса; борьба с пожарами и т.д. «Антирешение года – разжигание межэтнической напряженности как инструмента предвыборных кампаний 2011–2012 годов».
Об итогах года говорил вчера не только Илларионов, но и некоторые другие экономисты, анализирующие уже совершенно иной перечень событий. Так, довольно оригинальные итоги 2010 года перечислил руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин, который выделяет три ключевых экономических события. «Уходящий год можно смело назвать годом облегченного выдоха, поскольку события не пошли по самому плохому экономическому сценарию, к которому готовились российские власти. В начале года Минфин был готов потратить на купирование нового банковского кризиса один триллион рублей. Необходимость новой масштабной поддержки банковской системы выглядела очень реальной – по крайней мере все этого очень боялись. Самое страшное не произошло – и все облегченно выдохнули», – рассказывает Делягин.
Второе ключевое событие года – это история с масштабными спекуляциями гречкой, которая показалась чрезвычайно опасной Михаилу Делягину. «Спекулятивное взвинчивание цен на гречку при огромных складских запасах подозрительно напоминает историю с хлебными спекуляциями в Петрограде накануне Февральской революции 1918 года. Тогда в городе хлеба было с избытком, но мелкие дельцы решили поспекулировать и создали временный дефицит – а в результате спровоцировали крушение режима», – напоминает Делягин. По его словам, ажиотаж, очень легко созданный спекулянтами на просторах всей страны, показывает новые экономические угрозы.
Третье ключевое событие года, по Делягину, это вывод правительственных чиновников: «Чтобы больше воровать, нам нужно поднимать налоги». Примечательно, что, как только блогер Навальный опубликовал документы о хищении 4 млрд. долл. в «Транснефти», глава Минфина Алексей Кудрин заговорил о новом повышении налогов. Еще более пессимистичным в своих выводах оказался президент компании «Неокон» Михаил Хазин. «Стало понятно, что ситуация в России остается напряженной. Экономика не растет, хотя мировые цены на нефть даже выше, чем в 2007 году, – сказал «НГ» Хазин. – Власти окончательно решили уйти в глухую оборону и увеличить налоговый пресс».