Вчерашнее выступление министра обороны Анатолия Сердюкова перед депутатами Госдумы по традиции прошло в закрытом режиме. Хотя утечки все же произошли. После встречи с депутатами глава военного ведомства сообщил, что обсуждались вопросы, связанные с госпрограммой вооружений до 2020 года, оргштатными мероприятиями, и блок социальных проблем. Впрочем, озвученные министром программы дальнейшего реформирования армии обещают стать проблемными, поскольку потребуют дальнейшего увеличения военного бюджета.
Судя по документам Госдумы и Совета Федерации, которые попали в распоряжение «НГ», в ближайшие три года военный бюджет значительно вырастет и в относительном, и абсолютном выражении. И впервые за последние 10 лет превысит планку в 3% от валового внутреннего продукта (ВВП). Но, как выясняется из дискуссий с парламентариями и представителями правительства, ни социальных, ни мобилизационных, ни других проблем армии и флота такие расходы полностью не решат.
Особую обеспокоенность депутатов вызывают серьезные недостатки в социальном обеспечении военнослужащих и военных пенсионеров. «Мы не удовлетворены обеспечением военных пенсионеров, да и в целом социальное обеспечение военнослужащих оставляет желать лучшего, поэтому мы вместе с Минобороны готовим новый законопроект по денежному содержанию военнослужащих», – заявил после «правительственного часа» глава комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин.
Заметим, что с 2012 года президент Дмитрий Медведев обещал радикально (в 3–4 раза) поднять денежное довольствие офицеров Минобороны и представителей других силовых структур. Но эти расходы на ближайшую трехлетку не запланированы. По оценке замминистра финансов РФ Антона Силуанова, «новая система денежного довольствия для армии и других силовых структур оценивается примерно в 500 миллиардов рублей – это 1% от ВВП». То есть начиная с 2012 года расходы на национальную оборону могут составить уже не менее 4% от ВВП. Данные расчеты сделаны Минфином без учета расходов на увеличение пенсий военнослужащим запаса. Минфин их предлагает увеличить не в разы, а на 30–40%, чтобы они составили не менее 13–15 тыс. руб. в месяц. При таком раскладе, по оценкам Силуанова, «затраты бюджета на пенсии будут в несколько раз больше, чем для военнослужащих». Таким образом, бюджетные расходы на национальную оборону, в которые будут включены и расходы для военных пенсионеров, могут составить уже после реформы выплаты денежного довольствия в 2012 году около 5% от ВВП. Заметим, что такие расходы планировала Грузия, готовясь к агрессии против Южной Осетии. Страны НАТО в среднем расходуют на оборону около 2% от ВВП. У главных военных союзников России – Белоруссии и Казахстана – этот показатель равен 1%.
Минобороны, как любое госведомство, конечно, не против увеличения размеров бюджетных расходов. Более того, руководитель департамента социальных гарантий Минобороны Анна Кондратьева считает, что «военные пенсии должны быть увеличены на 70%». И отстаивает, по ее словам, такие позиции в правительстве. Налицо явное противоречие между Минфином и Минобороны.
Выступая вчера перед депутатами, Анатолий Сердюков заявил также, что в ближайшее время в армии будет полностью решена жилищная проблема. Однако в заключении комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на бюджет-2011–2013, подписанном главой этого комитета Виктором Озеровым, говорится, что здесь возможны риски. В будущем году, утверждает сенатор, ввод в строй служебного жилья для военных будет выполнен лишь на треть от потребности. Озабочен Озеров и тем, что решение президента по обеспечению военнослужащих постоянным жильем переносится с 2010 года на 2012-й.
Комитет Госдумы по обороне разделяет мнение сенаторов по проблемам реформы денежного довольствия и возможных рисков, выполнению жилищных программ для военнослужащих, переходу на контрактную армию. Депутат Заварзин, комментируя выступление Анатолия Сердюкова, прямо заявил, что переходу полностью на профессиональную армию мешает недостаток денежных средств: «Сегодня контрактник получает 12–13 тысяч рублей, в то время как на гражданке он заработал бы больше». При этом в Госдуме демонстрируют также озабоченность и проблемами оснащения армии новыми видами вооружений и военной техники. В будущих годах будут резко увеличены закупки оружия и техники, но сократятся затраты на их ремонт и НИОКР. По мнению депутата Юрия Савенко, «это может негативно отразиться на создании научного и технологического задела при создании новейших образцов вооружения и поддержания в исправном состоянии штатного вооружения».