Амбициозный газовый проект уже сегодня рискует стать золотым.
Фото с сайта www.south-stream.info
Амбициозный проект строительства обходного маршрута транспортировки российского газа в Европу – «Южный поток» – рискует стать поистине золотым для его создателей. Если ранее его участники, а также эксперты размышляли о том, что сумма затрат на строительство может варьироваться в пределах от 19 до 24 млрд. долл., то во вторник «Газпром» попытался ответить на все вопросы о цене этого проекта. Концерн объявил, что затраты составят 15,5 млрд. евро. Впрочем, аналитики уверены: аппетиты подрядчиков на этом не остановятся, и траты будут расти.
Компания «Газпром» повысила оценку стоимости строительства газопровода «Южный поток» до 15,5 млрд. евро, сообщил начальник департамента по управлению проектами монополиста Леонид Чугунов в интервью корпоративному журналу «Газпром». Это же сообщение, размещенное на официальном сайте компании, растиражировали новостные агентства. В частности, он отметил, что «Южный поток» разделен на две части (что было известно и ранее. – «НГ»). Первая проходит через акваторию Черного моря, вторая – сухопутная – станет составной частью трубопровода в Южной и Центральной Европе. Стоимость строительства морской и сухопутной частей, по нынешним оценкам, составляет 10 млрд. и 5,5 млрд. евро соответственно. Длина морского участка трубопровода составит 900 км, тогда как максимальная глубина укладки достигает 2250 м. Производительность морского участка составит до 63 млрд. куб. м в год. В данный момент уже утверждены основные технические решения, программы комплексных морских изысканий и испытаний труб.
Отметим, что первоначально ориентировочный объем инвестиций в проект оценивался «Газпромом» в 19–24 млрд. долл.
Однако весной 2009 года глава концерна Алексей Миллер заявил, что общая смета проекта оценивается всего-то в 8,6 млрд. в европейской валюте. Потом к вопросу цены подключился премьер-министр Владимир Путин, который приводил оценку в 10 млрд. евро.
Напомним, «Южный поток» призван оградить Россию от капризов стран–транзитеров российского газа, прежде всего Украины и Белоруссии, и должен быть проложен по дну Черного моря из России в Болгарию, после чего будет разделен на две ветки: на юг Италии и в Венгрию и Австрию. Основная трасса европейского сухопутного участка «Южного потока» пройдет по Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении до Австрии и Северной Италии. От нее будут сделаны отводы в Хорватию, Македонию, Грецию и Турцию. Для строительства этого отрезка подписаны межправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией и Австрией.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер верит в перспективность обходных потоков. Фото Reuters |
Свое стремление во что бы то ни стало проложить этот маршрут, против которого отчаянно выступает официальный Киев, «Газпром» объясняет предположением, что спрос на газ будет повышаться и к 2020 году его объем в Европе составит 600 млрд. куб. м. Ориентировочно трубопровод мощностью в 63 млрд. куб. м газа в год должен начать работу в декабре 2015 года, однако глава «Газпрома» Миллер заявлял, что это может произойти и на четыре месяца раньше.
Сейчас по 50% акций «Южного потока» принадлежит итальянской Eni и «Газпрому». Российская газовая монополия также ведет переговоры с французской EdF о передаче последней доли в операторе проекта.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, даже новая цена, объявленная «Газпромом», далеко не окончательная. «Странно, что морская часть – около 900 км – оценивается почти в два раза дороже, чем наземная. Ведь рельеф местности на Балканах очень сложный. Да и сама сухопутная часть в два раза длиннее», – удивляется руководитель отдела инвестиционного анализа ИК «Универ» Дмитрий Александров. Вся неразбериха по поводу стоимости проекта, по его мнению, объясняется тем, что до сих пор непонятно, насколько глубоко он проработан. Так что сумма затрат, которую объявил «Газпром», явно не конечная и скорее всего будет увеличена.
С тем, что газопровод подорожает, согласен и ведущий аналитик журнала «Разведка и добыча» Михаил Крутихин. «Сумма предполагаемых затрат растет, и конца этому не видно, – отмечает он. – Эти скачки от одной цифры к другой говорят о том, что до сих пор нет определенного маршрута и технико-экономического обоснования проекта». К тому же, по его словам, проект не имеет финансового обоснования: не ясно, откуда брать на него деньги, как их потом отдавать. Так что и все вопросы, связанные с его стоимостью, повисают в воздухе».