Владимир Путин намерен сотрудничать с Евросоюзом.
Фото Reuters
Принятие «третьего энергопакета» ЕС может привести к дефициту энергоресурсов и росту цен на энергоносители в Европе. Такое мнение высказал российский премьер-министр Владимир Путин в опубликованной вчера в газете Sueddeutsche Zeitung статье «Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса – к новой повестке партнерства». Тезисы премьера озадачили экономистов. Одни считают, что советники Путина неверно оценивают перспективы европейского энергорынка и, по существу, вводят премьера в заблуждение. Вторые – разглядели попытку блефа. Но есть и те, кто разглядел в статье Владимира Путина очень далекий горизонт предвидения, который далеко выходит за срок его полномочий, который истекает в 2012 году.
Вчерашняя публикация приурочена к предстоящему участию в организованном Sueddeutsche Zeitung форуме руководителей и топ-менеджеров ведущих компаний Германии. Статья, как отмечают все эксперты, четко структурирована, этим объясняется столь повышенный интерес к ней со стороны наблюдателей, большая часть которых готова считать ее чуть ли не программной. Путин предлагает Европе план из пяти пунктов. Первый – создание гармоничного экономического сообщества от Лиссабона до Владивостока. В будущем это предположительно могло бы вести к зоне свободной торговли, а также «прогрессивным формам экономической интеграции». Далее автор статьи ратует за совместную промышленную политику, которая опиралась бы на концентрацию технологических и ресурсных потенциалов России и ЕС. А также на имплементацию совместных программ развития для активных в реальной экономике малых и средних предпринимателей. В-третьих, по его словам, «идея совместного энергетического комплекса буквально стучится в дверь». Следующая тема – необходимость обеспечения ведущего места европейской науке и образованию. И, наконец, Путин настойчиво обосновывает необходимость введения безвизового режима между Россией и ЕС, что, как он подчеркивает, «манифестировало бы начало настоящей интеграции между Россией и ЕС».
Касаясь проблем энергетики, Путин критикует планы Евросоюза в этой области и, в частности, «третий энергопакет»: «При всех благих намерениях он порождает серьезные риски в энергетическом хозяйстве Европы, подрывает желание инвесторов вкладывать средства в новые проекты, в результате через несколько лет вместо конкурентного рынка мы можем получить обветшавшую инфраструктуру, дефицит энергоресурсов, а значит, и высокие цены для европейских потребителей». По его словам, сегодня «надо научиться не на словах, а на деле учитывать стратегические интересы друг друга», чего не скажешь о логике этого документа.
Комментируя статью и пресловутый «третий энергопакет», опрошенные «НГ» эксперты в своих мнениях разошлись. Как отметил гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, либерализация европейского рынка газа подразумевает специализацию компаний по видам деятельности: добыча, транспортировка и сбыт газа. При этом добычу и сбыт совмещать можно, а транспортировка должна быть независимой, поясняет аналитик. По его словам, Еврокомиссия (ЕК) предлагает газовым компаниям три пути: продажа газопроводов, передача в управление независимой структуре, создание специальной «дочки» с прозрачным балансом доходов и расходов. Это нужно для того, чтобы владельцы газопроводов не препятствовали доступу к своей инфраструктуре других игроков. «Большинство компаний пошли по самому простому – третьему – пути, – отмечает Правосудов. – При этом крупнейший европейский концерн E.ON активно наращивает инвестиции в добычу газа, хотя ранее занимался только его транспортировкой и сбытом. У «Газпрома» есть доли в газотранспортных предприятиях в Германии, Польше, Болгарии, Латвии, Литве, Эстонии и других странах, поэтому компания опасается за судьбу своих инвестиций». По мнению эксперта, позиция «Газпрома» сводится к тому, что поставщик газа заинтересован в строительстве газопроводов для своего сырья, а независимая транспортная компания заинтересована в получении прибыли от действующих магистралей (инвестиции в новые объекты ее пугают, так как могут не окупиться, если не будет желающих качать по ним газ).
В результате может сложиться ситуация, что в Европе произойдет снижение инвестиций в строительство газовых магистралей и, когда экономика выйдет из кризиса, потребители начнут сталкиваться с дефицитом энергоресурсов. «Что касается «Северного потока» и «Южного потока», то первый из них уже получил освобождение от правил либерализации, а второй пытается получить аналогичное разрешение», – продолжил он. Между тем, по его мнению, активность Еврокомиссии связана с тем, что она не имеет полномочий на заключение каких-либо соглашений от лица ЕС с другими странами. Такие полномочия находятся у руководителей стран – членов ЕС. Поэтому ЕК пытается получить такие права за счет распространения норм «третьего энергопакета», который действует на территории ЕС, на другие страны, например на «Южный поток».
В свою очередь, ведущий аналитик журнала «Разведка и добыча» Михаил Крутихин настроен куда более критично. По его утверждению, «третий энергопакет» как раз предусматривает развитие именно рыночных отношений с ущемлением доминирования поставщиками сырья. «Пострадают при этом проекты, которые ориентированы на интересы поставщика, например «Южный поток», являющийся монополией «Газпрома», – поясняет он. – Тогда как Nabucco направлен на защиту именно потребителей и открыт для любых поставщиков». По мнению Крутихина, российская стратегия явно близорука. «Цены на газ в Европе еще лет 15–20 будут оставаться под избытком предложения, – уверен эксперт. – И будут дешевле примерно на 60 долларов за тысячу кубометров по сравнению с ценой, которую предлагает и пытается получить «Газпром». К тому же, по его словам, рассуждения об «обветшалой системе» также никуда не годятся. В Европе сейчас идет модернизация инфраструктуры. Более того, сооружаются интерконнекторы – как газовые, так и электрические, чтобы в случае необходимости можно было перебрасывать энергию из избыточных регионов в дефицитные. «Либо Путина дезинформируют его эксперты, либо он блефует», – заключает Крутихин.
«Логику премьера понять можно, – продолжает глава департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации»/Morison International Александр Шток. – Основной принцип «третьего энергопакета» ЕС – разделение добычи и транспорта. Однако построить газопровод без наличия ресурсной базы довольно сложно. Таким образом, привлечь инвестиции в такие проекты проблематично». В то же время добывающие компании заинтересованы в удобном независимом маршруте транспортировки энергоносителей и готовы инвестировать в такие проекты. Кроме того, эти инвестиции от добывающих компаний гарантируют наполняемость новых трубопроводов. «Отсутствие новых удобных маршрутов, изношенность имеющейся инфраструктуры и т.д. могут привести к дефициту энергоносителей на рынке и к росту цен, – соглашается он. – К тому же независимые трубопроводы не имеют таких гарантий по заполнению, что является дополнительным риском». Если же говорить о нынешней ситуации на газовом рынке Европы, то ее нельзя рассматривать как стандартную, считает Шток. Удивили некоторых экономистов и тезисы премьера о значительном технологическом и кадровом потенциале России. «У нас есть современные технологии, природные ресурсы, капиталы для инвестиций. А главное – уникальный человеческий потенциал», – пишет премьер. Однако не секрет, что для России характерно обострение демографических проблем, сокращение работоспособного населения, а также растущее технологическое отставание. Не хватает в стране и того, что принято называть капиталом, то есть приносящих прибыль активов. В России сегодня есть природные ресурсы и немного денег, но возможности для извлечения прибыли в стране постоянно сокращаются.