В офисе «Газпрома» предпочитают испытывать оптимизм, несмотря на показатели.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Недавние сообщения о том, что немецкий концерн E.ON все-таки расстанется со своим пакетом газпромовских акций (3,5%), не стали сенсацией, учитывая, что об этом стало известно еще как минимум полгода назад. Удивило другое: единственным потенциальным покупателем пакета называется государственный Внешэкономбанк, тогда как ранее интерес к акциям проявляли многочисленные частные инвесторы. Часть экспертов предполагают, что иностранные инвесторы теряют интерес к долгосрочным вложениям в активы монополиста. Другие предполагают, что Внешэкономбанк станет лишь промежуточным покупателем и позже акции будут все же перепроданы крупным иностранным компаниям.
В ходе визита в Германию премьер-министр РФ Владимир Путин и канцлер Ангела Меркель планируют обсудить вопрос о продаже принадлежащих германской E.ON 3,5% акций ОАО «Газпром», сообщил вчера Интерфаксу пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков. «В ходе переговоров будет затронут весь спектр торгово-экономических взаимоотношений двух стран, – отметил Песков. – Я не исключаю возможности того, что вопрос продажи пакета E.ON тоже может обсуждаться, так как этот вопрос относится к сфере торгово-экономических отношений».
Напомним, что германская корпорация E.ON долгое время была крупнейшим зарубежным акционером «Газпрома». Изначально ей принадлежало 6,5% акций российской компании, однако около 3% акций E.ON передал «Газпрому» в обмен на долю в Южно-Русском месторождении. А продажа оставшихся 3,5% акций, которые оцениваются примерно в 4,5 млрд. долл., могла бы решить вопросы текущего долга. Тогда как освободившиеся акции готово было выкупить российское государство в лице Внешэкономбанка (ВЭБ).
Российские власти предпочитают пока воздерживаться от детальных комментариев по поводу судьбы этого пакета. В самом «Газпроме» просьбу «НГ» прояснить ситуацию оставили без комментариев. В то же время вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин вчера сообщил, что вопрос о выкупе Внешэкономбанком доли германского концерна E.ON в ОАО «Газпром» не обсуждался и, по его словам, наблюдательный совет Внешэкономбанка вопрос этот пока не рассматривал.
Между тем оптимизма по поводу дальнейшего развития ситуации поубавилось и у самого «Газпрома». Если в середине этого года зампред правления концерна Александр Медведев высказывал мнение, что европейский рынок вернется к докризисным уровням не позднее начала 2013 года, то сегодня он говорит о том, что равновесие спроса и предложения на рынке газа восстановится к 2014–2015 годам. Согласно опубликованной на днях отчетности «Газпрома», экспорт российского газа по всем направлениям в третьем квартале этого года снизился на 17% за год, или почти на 9 млрд. куб. м. За девять месяцев было экспортировано 144,4 млрд. куб. м, что лишь на 1% больше, чем за январь–сентябрь 2009 года.
По мнению ведущего аналитика журнала «Разведка и добыча» Михаила Крутихина, и сама компания «Газпром», и ее акции сегодня становятся все менее интересными для инвесторов. «Во-первых, раздуты сметы и операционные расходы, во-вторых, сокращается рынок – как в Европе, так и во всем мире, – перечисляет аналитик. – У компании просто нет перспектив роста, отсюда и падение к ней стратегического интереса. E.ON в свое время купил акции на пике и сегодня пытается их продать, пока они не упали в цене, – вполне рыночный шаг». При этом реакция властей, которые не торопятся выкупать освободившиеся бумаги, вполне понятна – на их покупку нет денег ни у государства, ни у самого «Газпрома», считает Крутихин.
В свою очередь, аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг считает, что тот факт, что наблюдательный совет ВЭБа пока не обсуждал этот вопрос, вовсе не означает, что они не осведомлены о возможности покупки 3,5% акций «Газпрома» в ближайшем будущем. Но решение по этому вопросу скорее будет продиктовано политическими составляющими. «Решение Е.ON о продаже доли «Газпрома» никого не шокировало, так как компания объявила о возможной продаже своих активов общей стоимостью около 20 миллиардов долларов в течение следующих трех лет, – отмечает Бирг. – Рыночная стоимость продаваемых немецкой компанией акций «Газпрома» оценивается около 4,5 миллиарда долларов. Если ВЭБ выкупит акции по цене ниже рыночной, то капитализация упадет, что не выгодно для акционеров государственной монополии. Но сейчас, только из-за того, что стали известны новые подробности сделки, акции «Газпрома» начали расти». К тому же реакция на выкуп акций самой компанией могла бы быть негативной, отмечает эксперт. На фоне обозначившегося избытка добычи газа и замедлившегося роста мировой экономики подобное решение может означать, что у компании нет выгодных проектов для инвестиций. С другой стороны, возможно, ВЭБ купит акции «Газпрома» с целью в дальнейшем продать их другому стратегическому инвестору, например, Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC), предполагает он.
«Акции «Газпрома» недооценены рынком, несмотря на то что компания планирует повышать поставки газа в Европу – самый выгодный для него рынок – в среднем на 3% в год до 2020 года, – продолжает Бирг. – Причем этот газ уже был продан по долгосрочным контрактам. Несмотря на тяжелую конъюнктуру, «Газпром» добивается хороших результатов».