Аркадий Дворкович считает, что влияние России в мировых финансах может быть и повыше.
Фото РИА Новости
Одна из главных проблем, решить которую Россия попытается на предстоящем саммите стран «большой двадцатки», касается перераспределения долей участия стран в капитале Международного валютного фонда (МВФ). Как заявил вчера помощник президента РФ Аркадий Дворкович, РФ рассчитывала на долю в 5–6%, хотя на сегодня получила всего лишь 2,7%. По мнению экспертов, вопрос может решиться в январе 2011 года, когда Россия сможет получить около 4% голосов в МВФ.
«Россия в целом не очень удовлетворена договоренностями по перераспределению квот МВФ, достигнутыми ранее министрами финансов «большой двадцатки», и будет настаивать на пересмотре в ближайшие два года формулы по их определению, – заявил Дворкович. – Несмотря на то что договоренности достигнуты о том, как перераспределить квоты, мы, конечно, не в полной мере этими решениями удовлетворены, и перераспределение, которое согласовано – от развитых стран к развивающимся – составляет лишь около 3%». Он уточнил, что Россия рассчитывала на перераспределение около 5–6%.
Напомним, что в минувшую пятницу совет директоров МВФ одобрил перераспределение голосов в организации в пользу развивающихся стран, в первую очередь стран БРИК, что должно отразить произошедшее в последние годы изменение расклада сил в мировой экономике. На основании квот стран определяется число голосов, которые имеет каждая из стран в МВФ, а также размер взносов в ее капитал. Окончательно процесс реформы завершится к 2012 году. Ранее – в октябре – министры финансов и главы центробанков G20 на встрече в южнокорейском Кенджу договорились о перераспределении более 6% квот развитых стран в МВФ. Россия согласно принятым решениям будет иметь квоту в 2,706% против 2,494% ранее, Китай – почти 6,4% против менее 4%, Индия – 2,75% (ранее 2,4%), Бразилия – 2,3% (1,8%). Доля США снизится в результате перераспределения с нынешних 17,7 до 17,4%, Японии – с 6,56 до 6,46%, Германии – с 6,11 до 5,59%, Франции и Великобритании – с 4,5 до 4,23%. Уменьшаются также – исходя из доли этих стран в мировом ВВП – квоты некоторых нефтедобывающих государств: например, Саудовской Аравии, Венесуэлы и т.д. Доля Украины будет составлять 0,422% против нынешних 0,576%. Европейские страны потеряют два из нынешних восьми мест в совете директоров МВФ.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, борьба за квоты выглядит странной, учитывая, что никаких последствий – негативных или позитивных – выигрыш в ней не несет.
«Битва за размер квот – это возможность влияния на принятие ключевых экономических решений, реформирование системы мировых финансовых регуляторов, коррекцию валютных курсов и т.д. Однако нынешнее решение о перераспределении квот кардинальным образом ничего не меняет», – считает эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации»/Morison International Петр Клюев. По его мнению, Россия и страны БРИК вряд ли в ближайшее время получат тот размер квот, на который они активно претендуют. «США принципиально важно то, чтобы их квота сохранялась на уровне, превышающем 15%, – считает аналитик. – Это значит, что без согласия США в МВФ не может быть принято ни одного ключевого решения. По совокупности страны БРИК будут теперь контролировать 14,18% квоты МВФ, что кардинально не повысит их влияния на принимаемые в МВФ решения». По словам Клюева, на перераспределение квот страны Запада пошли потому, что им нужны дополнительные финансовые ресурсы на борьбу с последствиями кризиса, а страны БРИК могут эти ресурсы предоставить. Повышение квоты увеличивает и финансовые вложения страны в антикризисный фонд МВФ. «Исходя из состояния и структуры нашей экономики, мы не можем претендовать на более глобальное перераспределение квот в нашу сторону, – констатирует он. – Мы очень сильно зависим от экспорта энергоресурсов, неблагоприятная сырьевая конъюнктура тут же приведет к падению ВВП и серьезным экономическим проблемам в России».
Глава МВФ Доминик Стросс-Кан полон решимости завершить реформу квот. Фото Reuters |
Впрочем, как отмечает замдиректора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company Алексей Козлов, притязания России на квоту в размере 5–6% вполне реальны, однако это вряд ли произойдет на ближайшей встрече G20. «Ожидается, что следующий пересмотр участия в капитале МВФ состоится уже в январе 2011 года и величина квот стран БРИК вырастет до 20%, что вполне логично, – полагает эксперт. – Если вспомнить, то совсем недавно мы были свидетелями того, что китайская экономика стала второй экономикой в мире – обогнав Японию. Однако квота Японии в данный момент составляет 17,4%, что на 3,2% больше, чем совокупно квоты стран БРИК». Разумеется, что изменения в мировой перестановке не могут остаться незамеченными. «В январе 2011 года Россия может получить около 4% голосов, – полагает Козлов. – Но стоит отметить, что ВВП России восстанавливается крайне медленными темпами, что ослабляет позиции страны в борьбе за квоту».