Минимальный набор продуктов питания дорожает в России с максимальной скоростью.
Фото Reuters
По официальным данным, инфляция в России с начала года составила 6,8%. Это один из самых низких показателей за всю историю новой России. И, казалось бы, этому можно только радоваться. Однако социально значимые продукты питания дорожают в стране гораздо быстрее. С начала года стоимость минимального набора продуктов питания выросла на 15,2%. Такие данные публикует Росстат. Независимые экономисты и простые граждане отмечают еще более высокие темпы подорожания продуктов. Соответственно увеличивается и доля расходов на питание и оплату услуг ЖКХ в структуре бюджета граждан.
«Есть все основания полагать, что инфляция в 2010 году не выйдет за пределы 8–8,5%», – говорит глава департамента операций на финансовых рынках Центробанка Сергей Швецов.
А пока – с января по октябрь текущего года – накопленная инфляция составила 6,8%.
Между тем официальные данные Росстата наводят на мысль, что индекс потребительских цен, на который ссылаются чиновники, лишь в малой части отражает реальное положение дел в стране. Так, рост стоимости минимального продуктового набора за период с начала текущего года по октябрь более чем в два раза превысил уровень инфляции в среднем по стране и составил 15,2%. Другими словами, несмотря на отчеты правительства и Центробанка, россияне повсеместно сталкиваются с ростом цен на продукты питания, опережающим как минимум вдвое официальные показатели инфляции. Причем речь идет об удорожании не экзотических и элитных продуктов питания, а социально значимых, по сути – продуктов первой необходимости. Это хлеб, крупы, макаронные изделия, картофель, простейшие виды овощей (капуста, огурцы, помидоры, лук), фрукты, сахар, мясо, рыба, молоко, сыр, творог, масло сливочное, масло растительное, яйца, чай, соль.
Например, рядовая московская семья из четырех человек, которая регистрирует свои расходы в течение многих лет, в сентябре 2009 года потратила на фрукты 900 руб., а в сентябре 2010 года эти траты выросли более чем в полтора раза и составили около 1400 руб. Ежемесячные расходы на простейшие виды овощей выросли в 1,4 раза – с 480 руб. в сентябре 2009 года до 680 руб. в сентябре 2010 года, на картофель с сентября по сентябрь расходы увеличились почти в три раза – с 70 до 230 руб., на молоко – более чем в два раза (с 130 до 300 руб.) и т.д. И в целом по многим категориям продуктов эта тенденция сохраняется, причем от некоторых товаров семье пришлось в течение года отказаться полностью – в том числе и по причине их значительного удорожания. Конечно, это лишь единичный пример, не претендующий на репрезентативность. Однако он убедительно отражает общую тенденцию ускоренного подорожания основных продуктов питания. Причем во многих случаях речь идет уже не об официально зафиксированных 15%, а о 50% и более.
Независимые эксперты соглашаются с тем, что расходы россиян на социально значимые товары и услуги в который раз претерпели значительный рост. «Согласно нашим наблюдениям, абсолютно все ощутили удорожание услуг ЖКХ и повышение стоимости продуктов питания. Причем если в целом отмечается где-то 15-процентный рост цен на продукты, то по отдельным группам это повышение гораздо заметнее», – сообщает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. И за счет увеличения в структуре семейного бюджета доли расходов на продукты питания и услуги ЖКХ происходит соответственное сокращение доли других затрат. «По нашим оценкам, самое серьезное сокращение произошло на предметы длительного пользования. Это крупная бытовая техника, предметы мебели. Также сократились расходы на отдых и развлечения, – перечисляет аналитик. – Наконец, совершенно точно сократился объем услуг общепита. Мы проводили опрос по всем группам предприятий этого сектора – бары, рестораны, кафе и так далее. Характерно, что ощутимо сократились и количество посетителей, и стоимость чека».
Тот факт, что рост стоимости социально значимых продуктов питания вдвое опережает официальную инфляцию, имеет логичное объяснение. Микаелян указывает на то, что в России цены на продукты питания формируются, во-первых, за счет стоимости импорта, ведь многие важнейшие продукты питания импортируются. «На импорт приходится в зависимости от групп продуктов питания от 20 до 50%», – обращает внимание эксперт. Во-вторых, стоимость продуктов питания формируется за счет внутренних цен на производство. «И надо сказать, что оба этих источника были подвержены росту цен. Внутренний рост цен было связан с традиционным 20-процентным повышением стоимости на все энергоносители и с неурожаем лета-2010, – говорит аналитик. – Что касается внешнего источника, то после долгого укрепления рубля в течение этого года мы наблюдали плавную его девальвацию и соответственно увеличились цены на импортные продукты».
Аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин обращает внимание на тот факт, что социально значимые продукты питания и предметы первой необходимости – категория товаров, от которой люди не могут отказаться даже на время и даже в условиях экономического кризиса, а также при необходимости жесткой экономии семейного бюджета. Такая ситуация подталкивает продавцов этих товаров к удержанию цен на высоком уровне и к дальнейшей их накрутке. По существу, мы видим явное перетягивание одеяла на себя продавцами важнейших и самых необходимых товаров с других сегментов рынка.
Насколько эта тенденция будет долгосрочной – эксперты не берутся судить, так как усугубить или смягчить ее может множество форс-мажорных факторов. Однако экономисты уверены, что и в дальнейшем показатели продуктовой инфляции останутся высокими и будут напрямую связаны с быстрорастущими внутренними ценами на энергоносители и услуги ЖКХ.