Россия не скрывает доходов от своего сырьевого экспорта.
Фото с сайта www.Nord-stream.com
Российские власти вывели страну на третье место в мире по открытости управления природными ресурсами, включая добычу нефти, газа, алмазов. Первое место в рейтинге открытости заняла Бразилия, второе – Норвегия, а последнее – Туркмения. Такие оценки ресурсной прозрачности государств опубликовали вчера эксперты Transparency International и Revenue Watch Institute (RWI).
Отечественные экономисты озадачены необычно высокими результатами России, от которой привычно ждут роста коррупции, но никак не открытости. Впрочем, третье место в рейтинге служит слабым утешением тем иностранным инвесторам, которые на практике сталкиваются с российскими рогатками.
Первое место среди 41 страны в новом рейтинге ресурсной прозрачности заняли Бразилия и Норвегия.
На замыкающей позиции оказалась Туркмения, США заняли 11-е место. А основные экспортеры сырьевых ресурсов – Саудовская Аравия, Катар, Алжир и т.д. – оказались в конце перечня открытых стран (см. таблицу). Как поясняют авторы рейтинга из Transparency International и Revenue Watch Institute (RWI), сравнение стран проведено по тому, «в каком объеме правительства отчитываются о деньгах, получаемых от эксплуатации месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых, о соответствующих контрактах, а также предоставляют другую базовую информацию».
Отметим, что RWI возглавляет бывший представитель США в cовете директоров МВФ Карин Лиссакерс, а Transparency International известна непримиримой борьбой с коррупцией в мире. Теперь же получается, что РФ не так плоха, как ее представляли, учитывая потрясающую гласность и открытость властей в столь щепетильной сфере, как сырьевые ресурсы. Как отмечается в пресс-релизе, почти во всех странах списка недра считаются общественным достоянием. Тем не менее, как подчеркнула Лиссакерс, «слишком во многих» из них общественность имеет минимальный доступ к информации о том, как власти распоряжаются этим богатством. Гласность в этом вопросе, по убеждению составителей рейтинга, жизненно необходима для борьбы с коррупцией, формирования атмосферы общественного доверия, в конечном счете – для успешного социально-экономического развития стран в условиях политической стабильности. Чтобы подчеркнуть значение проделанной работы, специалисты указывают, что на долю нефти и нефтепродуктов приходится 15% мировой торговли. В странах, включенных в новый индекс, продукция нефтяной и горнодобывающей промышленности составляет до 80% валового национального продукта.
Как пояснил «НГ» эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации»/Morison International Петр Клюев, доступ к информации об использовании доходов, получаемых от экспорта нефтегазовых ресурсов, безусловно, снижает возможности нецелевого и неэффективного использования этих доходов. «Но этот показатель – далеко не единственный фактор, влияющий на уровень коррупции в России, – отмечает он. – В России очень высока доля госсектора в экономике. Наличие высокой доли государства в экономике и бюрократический контроль за доступом к основным ресурсам снижают эффективность экономики».
В свою очередь, руководитель отдела инвестиционного анализа ИК «Универ» Дмитрий Александров считает, что в целом исследование интересно именно с точки зрения возможности получить открытую информацию, а уж какова ее полезность на практике – вопрос отдельный. По словам Александрова, «именно поэтому Саудовская Аравия неминуемо оказывается в конце списка, а Россия – в начале, так как в последнее время вся информация в очень большом объеме доступна на официальных сайтах и у компаний. Очень хороший пример открытости информации (не механизма принятия решений, а именно информации) – конкурс по месторождениям имени Требса и Титова, находящимся в Ненецком автономном округе». Напомним, что их запасы оцениваются в 78,9 млн. тонн (Требс) и 63,4 млн. тонн нефти (Титов). «Но странности в сравнениях стран все равно присутствуют, и немалые, – продолжает Александров. – Так, непонятно, каким образом «наличие институтов, регулирующих и наблюдающих за отраслью», «своды правил и внутренние системы контроля» в Сьерра-Леоне оцениваются в 100 пунктов, точно так же как и в США, в то время как в России – в 67 баллов, а в Азербайджане – даже в 33 балла (!). Вместе с тем «доступность информации по формированию выручки компаний со стороны госорганов» в России находится выше, чем в США, – 93 против 63». Возможно, что это связано с недавним скандалом по компаниям, работающим по сланцевому газу в США, и поэтому по данному пункту Соединенные Штаты так низко и упали, размышляет аналитик. «Удивительны 11 баллов Венесуэлы в рейтинге по «доступности информации по освоению ресурсной базы», учитывая, что там получили ресурсы не только одни лишь российские компании, – недоумевает Александров. – На этом фоне 100 пунктов по этой же статье для Колумбии выглядят несколько странно. То есть получается, что речь идет исключительно о прозрачности, а не о реальной доступности для непосредственных недропользователей».
А партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает данный рейтинг вообще весьма сомнительным, поскольку говорить о прозрачности сырьевого сектора в России просто не приходится.
Рейтинг прозрачности добывающих отраслей стран мира | |
Страна | Место в рейтинге |
Бразилия | 1 |
Норвегия | 2 |
Россия | 3 |
Мексика | 4 |
Чили | 5 |
Колумбия | 6 |
Казахстан | 7 |
Перу | 8 |
Азербайджан | 9 |
Эквадор | 10 |
США | 11 |
┘ | ┘ |
Кувейт | 36 |
Танзания | 37 |
Алжир | 38 |
Демократическая | |
Респ. Конго | 39 |
Экваториальная Гвинея | 40 |
Туркмения | 41 |
Источники: Transparency International, | |
Revenue Watch Institute |