Инициативы европейских правительств по сокращению основных госрасходов вызывают массовые протесты граждан.
Фото Reuters
Минувшая неделя ознаменовалась массовыми протестами против политики сокращения госрасходов. Тысячи недовольных европейцев выступили против сокращения бюджетников и урезания их зарплат. Великобритания предложила еще более радикальный вариант – она ликвидирует 177 служб и ведомств, которые получали деньги из бюджета. Россия выбрала собственный путь – она объявила о сокращении 20% чиновников в надежде сэкономить через три года после этой операции около 43 млрд. руб. Независимые эксперты уверены, что в России сохраняются значительные резервы для экономии – такие, как ликвидация многочисленных ГУПов, ФГУПов, комитетов, комиссий и других неэффективных госструктур.
Радикальный вариант борьбы с бюджетным дефицитом предложила в конце прошлой недели Великобритания. Речь идет не об урезании зарплат служащих и не о сокращении штата, а о полной ликвидации сотен финансируемых из бюджета организаций. Подготовленный премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном проект сокращения госрасходов на содержание полуавтономных организаций в стране предполагает ликвидацию 177 служб и ведомств. Также под угрозой закрытия находятся 94 службы и организации, существующие на деньги налогоплательщиков. В результате этой реформы будут уничтожены тысячи рабочих мест. В список ликвидируемых, по сведениям британских СМИ, попали, в частности, Консультативный совет по возобновляемым источникам энергии и Совет по музеям, библиотекам и архивам. В числе же тех, чья судьба пока окончательно не решена, оказались Всемирная служба BBC, Британский совет и Агентство по охране окружающей среды.
Страны континентальной Европы также проводят жесткую политику экономии. Так, для сокращения дефицита и получения кредита от МВФ власти Румынии планируют снизить зарплаты госслужащих на 25% и сократить штат бюджетников на 70 тыс. человек. На прошлой неделе эта новость вызвала массовые акции протеста: на улицы Бухареста вышли 10 тыс. митингующих. Чехия объявила о сокращении зарплат работникам бюджетной сферы на 10%. Это подтолкнуло более 30 тыс. человек, среди которых были пожарные, полицейские и врачи, выйти с акцией протеста на улицы Праги. Испания разработала целый пакет антикризисных мер, предполагающий в том числе сокращение зарплат госслужащих и бюджетников на 5%. Ведущие профсоюзы Испании обещают провести 29 сентября всеобщую забастовку.
Примечательно, что практически одновременно с происходящими в Европе событиями президент Дмитрий Медведев провел совещание по проблемам оптимизации численности госаппарата. Он заявил о своем намерении поручить правительству и администрации Кремля подготовить прогноз по необходимому сокращению числа федеральных госслужащих на ближайшие 3–5 лет. «Это не должна быть просто маниловщина. Мы должны посмотреть на перспективу, к чему мы придем через 3–5 лет», – указал президент. По словам Медведева, сокращение не должно происходить механически, задача не в том, чтобы просто срезать общее количество чиновников на 20%. Хотя, уточнил Медведев, периодически это делать тоже стоит, ведь через полгода численность чиновников восстанавливается и становится такой, какой была до сокращений. Но все-таки куда важнее в этом деле – повышение эффективности работы госслужащих.
Как потом пояснил министр финансов Алексей Кудрин, сегодня общая численность федеральных госслужащих, включая судебную систему, составляет около 510 тыс. человек, при этом 9,3% в федеральных ведомствах приходится на вакансии. И, по подсчетам Кудрина, сокращение более 100 тыс. чиновников позволит сэкономить 43 млрд. руб. Причем за счет такого сокращения ведомства смогут увеличить содержание оставшихся госслужащих: к 2013 году рост их зарплат составит 10%.
Эксперты «НГ» считают российский рецепт экономии не самым разумным. «Наиболее эффективным представляется сокращение количества не только служащих, но и самих госструктур. Это подразумевает, что ставится вопрос не только по конкретным людям, но и по устранению избыточных госфункций», – замечает председатель правления Флексинвест банка Марина Мишурис.
Однако многие эксперты подчеркивают, что британский опыт невозможно скопировать в российских условиях. «Специфика Британии в том, что там очень сильно развито гражданское общество и полезные функции многих упраздняемых ведомств так или иначе будут осуществляться на базе общественных структур. В России же жизнь тесно связана с государством и ликвидация госструктур окажется более болезненной», – объясняет аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин.
Само общество, продолжает эксперт, в большей степени заинтересовано не столько в сокращении расходов на госаппарат, сколько в том, чтобы он работал более эффективно. «Если сокращение приведет к тому, что людям придется больше времени выстаивать в очередях за получением справки, то пользы от такого сокращения уже не будет».
«В том, что касается чиновничьего аппарата, есть два характерных признака организации, нуждающейся в сокращении. Первый признак – избыточная активность в плане самореформирования, проявляемая ведомством. Это значит, что чиновникам нечем заняться и они сами создают для себя работу. Второй признак – когда ведомство сокращает свой «рядовой» персонал, делающий основную полезную работу для общества. Например, Минобраз поставил вопрос о сокращении 200 тысяч учителей. Логично предположить, что и аппарат самого Минобраза должен быть пропорционально сокращен», – резюмировал Шандыбин. «Полностью ликвидировать организации, финансируемые из бюджета, – радикальное, опасное решение. Есть области, которые непременно должны оставаться на гособеспечении. Но привести в порядок расходы на подобные организации давно пора. Ведь они, возможно, завышены как минимум в 2 раза. Если провести грамотную санацию госаппарата, можно без ущерба для его эффективности сократить финансирование на 50%», – продолжает председатель комитета по противодействию страховому мошенничеству Всероссийского союза страховщиков Евгений Потапов. Он предлагает ликвидировать в системе госуправления прежде всего параллельные, дублирующие друг друга структуры. «Численность всех без исключения министерств можно смело сокращать в три раза, также следовало бы упразднить различные комитеты, комиссии и даже аппараты госкорпораций», – добавляет Потапов. «Для России важнейшим является не то, сколько чиновников и ведомств мы сократим, а то, кого именно. И тут все сводится к решению вопроса о коррупции. Следует начинать именно с полной инвентаризации функций всего госаппарата», – отмечает эксперт компании «Интерком-Аудит» Тимур Унароков.
Пока же, по мнению экспертов, система госуправления в России слишком запутана и непрозрачна. Эксперты до сих пор сомневаются, что «подчищение» госаппарата действительно коснется тех чиновников и ведомств, которые на самом деле необходимо сократить.