Дмитрий Медведев уверен: в «государстве зрелых людей» нет ничего плохого.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В пятницу президент Дмитрий Медведев заявил, что надо переосмыслить подходы к пенсионной проблеме. Правительство, по его словам, к этому уже готовится. Хотя ранее глава правительства Владимир Путин призывал убрать из повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста. Президент уверен: пенсионная проблема потребует большой дискуссии в обществе. Эксперты же обвиняют власть в популизме, в предвыборных умолчаниях. Переосмысливать высшему руководству страны, говорят эксперты, уже нечего: пенсионный возраст поднимут скорее всего в 2013–2014 годах. Дискуссии же будут идти в четко определенном властью формате. На всенародное обсуждение вынесут лишь второстепенные вопросы.
В пятницу президент Дмитрий Медведев объявил о своем особом отношении к пенсионной реформе в России.
Особым отношение является потому, что оно в корне отличается от сделанного ранее премьер-министром Владимиром Путиным призыва убрать из повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста в РФ. Социально-экономическое положение граждан пожилого возраста – это, по словам Медведева, тема «абсолютно президентская». Именно поэтому, судя по всему, вопрос пенсионной реформы тоже теперь оказывается вопросом президентского масштаба.
Напомним, на встрече с рабочими «Норникеля» Путин меньше месяца назад заявил: «Я считаю, что у нас нет такой необходимости сейчас даже ставить в повестку дня вопрос о повышении пенсионного возраста». Путин тогда признал, что бюджет Пенсионного фонда (ПФР) является дефицитным, но он отметил, что у страны пока есть возможность покрывать этот дефицит из федерального бюджета. Призыв премьера отказаться от обсуждения пенсионных проблем эксперты посчитали ошибкой. При этом недовольными оказались как сторонники, так и противники повышения пенсионного возраста. Первые уверяли, что надо вести среди населения пропагандистскую работу, приучать людей к мысли о неизбежности повышения возраста. Вторые предупреждали, что если вопрос замять, то в итоге страну толкнут на самый простой и самый разрушительный путь – бессмысленное с экономических позиций увеличение возраста выхода граждан на пенсию (см. «НГ» от 14.09.10).
Теперь же Дмитрий Медведев официально признал, что проблема повышения пенсионного возраста в России требует «переосмысления». Однако в своих аккуратных формулировках он так и не уточнил, какое конкретно переосмысление необходимо: то ли обществом в пользу повышения пенсионного возраста, то ли властью в пользу его неповышения. «Надо в значительной мере переосмыслить целый ряд базовых подходов к пенсионной проблеме. Правительство к этому готовится, но это потребует большой дискуссии в обществе, потому что касается очень многих людей, – сказал президент на совещании по проблеме социального обеспечения пожилых людей. – Наша страна становится государством зрелых людей. В этом ничего плохого нет, это означает, что мы живем дольше. Это позитивный процесс, но нам к нему надо готовиться. Это означает изменение многих факторов, включая вопрос о выходе на пенсию». В то же время косвенно из его слов следует, что речь идет о переосмыслении в пользу если не повышения пенсионного возраста, то обеспечения всем желающим пенсионерам возможности работать настолько долго, насколько они этого хотят. Как рассказал президент, в его адрес поступает много обращений от пожилых россиян. Иногда пенсионеры рассказывают, что им очень трудно найти работу, что они не востребованы. Медведев отметил: сейчас в России проживают около 40 млн. пенсионеров. «Это очень значительная часть общества. Люди с богатым опытом и знаниями. И наша задача – эффективно использовать их потенциал, создавать стимулы и условия для трудовой деятельности, разрабатывать специальные программы занятости для тех пенсионеров, кто готов работать», – пояснил президент. В итоге, резюмировал он, помощь пожилым людям «должна быть частью государственных приоритетов».
Подкрепила слова президента официальными данными и министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Она сообщила, что численность населения в возрасте 65 лет и старше к началу 2021 года в РФ составит 22 млн. человек. «С 1991 года численность лиц в возрасте 65 лет и старше увеличилась на 21,2%», – заметила Голикова и добавила, что поэтому «необходимо уделить особое внимание государственной политике в отношении пожилых людей». Министр предложила условно разделить пожилых людей на три группы. Первая группа – активные, готовые участвовать в общественной жизни, нуждающиеся в организации их занятости. Вторая – одинокие люди, третья – тяжелобольные пожилые люди. Госполитика должна быть направлена на создание условий для реализации социального и трудового потенциала пожилых людей, на улучшение их материального обеспечения, медицинского и социального обслуживания. В качестве основного направления социальной политики Голикова обозначила пенсионное обеспечение. «К концу 2013 года средний размер трудовой пенсии по старости составит 10 665 рублей». По сравнению с началом 2009 года пенсия вырастет примерно на 2%.
Независимые эксперты уверены: власть уже давно приняла неформальное решение – поднять пенсионный возраст в стране. И «переосмысливать» тут в принципе нечего. Но существует другая проблема: убедить население не столько в неизбежности повышения пенсионного возраста, сколько в его пользе. Однако именно это, как объясняет замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, сделать в России непросто. Уровень доходов и продолжительность жизни россиян несопоставимы, например, с французскими. И если даже французов не удается убедить в необходимости отсрочки выхода на пенсию, то что же говорить о россиянах?
Власть любит ориентироваться на электоральные настроения – особенно в преддверии выборов. Поэтому по телевидению постоянно звучат популистские обещания не проводить в стране непопулярные меры, а также призывы вообще не обсуждать болезненную тему. И тут главная проблема России, по мнению директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, заключается в том, что «во всех социальных вопросах никто из политиков ничего не договаривает до конца». «Не надо считать людей идиотами, – продолжает Зубаревич. – Надо наконец-то начать говорить с ними по-взрослому. То, что мы имеем сейчас, это расплата России за популистскую политику, за убаюкивание и патернализм». Поэтому, продолжает эксперт, власть должна наконец-то честно объявить о своем решении повысить пенсионный возраст, а не ходить вокруг да около, и разумно объяснить населению, почему этот путь для страны правильный. Причем это должно сопровождаться принятием целого комплекса мер – связанных с параллельным вложением значительных средств в здравоохранение, в снижение алкоголизации.
Макаркин добавляет, что «окно возможностей» провести в жизнь непопулярные меры открывается обычно после выборов. Уже известный пример – монетизация льгот. Поэтому возможно, что власть поставит население перед фактом повышения пенсионного возраста в 2013–2014 годах. Дискуссия же, которую призывает развернуть в обществе президент, скорее всего окажется в некотором роде подконтрольной и подцензурной. Как объяснил Макаркин, формат и направление дискуссии определяет тот, кто ее организовывает. Для власти бессмысленно проводить в обществе дискуссию на тему: «Повышать или не повышать пенсионный возраст в России?» Ответ граждан на этот вопрос очевиден. Поэтому обсуждаться будут совершенно другие вопросы: «Как и в какие сроки надо повысить пенсионный возраст?», «Как минимизировать возможные негативные последствия повышения пенсионного возраста?»