Российским туристам в ближайшие месяцы советуют внимательнее отнестись к выбору турагентства.
Фото Евгении Штоколовой (НГ-фото)
Прошедший летний сезон порадовал отечественный турбизнес восстановлением спроса и солидными объемами продаж. Правда, сегодня отраслевые ассоциации бьют тревогу – число турфирм в стране растет подозрительно высокими темпами. Новые турагентства привлекают покупателей столь значительными скидками, что у старожилов бизнеса появились подозрения в мошенничестве. Впрочем, многие специалисты считают практику высоких скидок всего лишь проявлением здоровой конкуренции.
В России в 2010 году не было ни одного месяца, когда бы не поступали сообщения об очередном вынужденном или умышленном уходе с рынка туристических агентств, заявил вчера президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. По его словам, большая часть случаев ухода турфирм с рынка происходит без больших потерь для туристов, то есть компании частично или полностью расплачиваются с клиентами. «Однако в последнее время, особенно этим летом, участились случаи, когда компании исчезают, не заплатив клиентам денег. Участились случаи нецивилизованного ухода с рынка. И эта тенденция вызывает озабоченность», – отметил Шпилько.
По его словам, ситуация начала обостряться еще с 2009 года. «В кризис обанкротились или в той или иной степени прекратили работать примерно 20% турагентств, однако уже в конце прошлого года начался активный рост новых предприятий, связанный с тем, что в турбизнес шли разорившиеся из-за кризиса представители других отраслей», – подчеркнул президент РСТ. Тем более что проблем с открытием новой турфирмы не возникает – минимальный уставной капитал для такого агентства составляет 10 тыс. рублей, а каких-либо особых требований по образованию не предусматривается. Так что в сферу туризма повалили все кому не лень: бывшие сотрудники крупных турфирм, люди, лишившиеся работы в кризис и просто желающие создать семейный бизнес.
Как заметил президент РСТ, опасность такой ситуации стала очевидной еще в 2007 году, когда было отменено лицензирование туристической деятельности. «Лицензирование было отменено с 1 января 2007 года, однако для туроператоров были введены финансовые гарантии, а для турагентств – нет. Мы еще тогда предупреждали, что опасно оставлять турагентства без специального механизма госрегулирования», – подчеркнул Шпилько. По его мнению, пришло время снова вернуться к этому вопросу.
По данным РСТ, с середины июля по середину августа этого года в общероссийском генеральном реестре турагентств зарегистрировалось 289 компаний – рекордный показатель, которого не было за все время существования реестра с 2007 года. Причем только в августе в списке появилось 151 турагентство. Больше всего, разумеется, в Москве – 27, в Санкт-Петербурге – 15, Перми – 8 и Уфе – 6. При этом в Красноярске и Ижевске, где в начале 2009 года было по 130 турагентств, сейчас их 300 в каждом из этих не самых крупных российских городов.
Ситуация усугубляется обострением конкуренции, что приводит к массовому демпингу: агентства предлагают клиентам необоснованные и порой подозрительно высокие скидки. Стандартная комиссия, которую туроператоры дают своим агентствам, составляет 10–12%, отмечает РСТ. Между тем, стремясь завлечь клиентов, многие агентства, особенно новички, предлагают потенциальным туристам скидку в 7–10%. Тогда как оставшейся доли комиссионного вознаграждения просто не хватает, чтобы обеспечить работу офиса, не говоря уже о зарплатах сотрудникам и т.п. Впрочем, клиентов легко заманить скидками, поскольку, как печально отметила пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, до сих пор главным стимулом для наших граждан является цена.
Как отметил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонФОП) Дмитрий Янин, государство должно установить хотя бы минимальные требования к бизнесменам, желающим открыть свое дело в туризме. «Сегодня ситуация такова, что никаких требований к образованию или финансовому положению просто не существует, – продолжил он. – Между тем всего за месяц можно спокойно привлечь порядка 200 тысяч долларов, собрав деньги с будущих туристов, а затем просто скрыться. Это серьезные деньги, тем более что рискует такой предприниматель мало – минимальный уставной капитал для открытия турагентства составляет всего 10 тысяч рублей». Отсюда совет покупателям – не гнаться за сверхпривлекательными скидками: потерять в результате можно будет гораздо больше, чем сэкономить.
В свою очередь, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, комментируя ситуацию, отмечает, что случаев исчезновения турагентств становится все больше. «Только за последние две недели, по нашим данным, – пять-шесть фактов, из которых три – в Санкт-Петербурге, – говорит она. – Связано это с тем, что агентства, занимающиеся продажей туров, что называется, «в розницу», переоценивают свои финансовые возможности».