Новые цены на продукты могут быть заморожены и на более высоком уровне.
Фото ИТАР-ТАСС
В пятницу Минпромторг предложил заморозить в нескольких регионах России цены на те продукты питания, которые подорожали более чем на 30%. Речь идет о базовых продуктах: молоко, крупа, мука и др. Уже на этой неделе Минэкономразвития может определить один-два региона, где цены будут заморожены. Эксперты отмечают, что с подорожанием продуктов питания более чем на 30% столкнулись не один-два региона, а полстраны. Также они сообщают, что контроль над ценами чреват серьезными негативными последствиями. Среди них – исчезновение с прилавков продуктов и резкое подорожание тех товаров, цены на которые пока не контролируются.
Розничные цены на особо подорожавшие в связи с засухой-2010 продовольственные товары должны быть заморожены. Об этом сообщил в пятницу замглавы Минпромторга Станислав Наумов в ходе проходившего в Москве форума Retail Business Russia. «Та статья закона о торговле, которая дает право вводить предельные цены в рознице, я думаю, все-таки должна хотя бы однажды сработать в ближайшие несколько недель», – сказал Наумов. Представитель министерства Виктора Христенко объяснил, что цены необходимо заморозить в регионах, в которых отдельные продукты подорожали более чем на 30%. Как уточнил Наумов, речь идет об одном-двух регионах – в первую очередь труднодоступных и с неразвитой сетевой торговлей. «Оптовиков нужно отрезвить, показав им некий коридор цен. Розница в состоянии вписаться в любой установленный ценовой коридор», – уверен Наумов.
В Минпромторге рассчитывает уже на этой неделе получить от Минэкономразвития (МЭР) предложение по конкретным регионам. Примечательно, что всего две недели назад ведомство Виктора Христенко, наоборот, активно выступало против фиксации розничных цен. Наумов уверял, что стабилизировать ситуацию можно с помощью межотраслевых соглашений, которые задают стандарты прозрачных взаимоотношений и предусматривают механизмы, позволяющие постоянно наполнять рынок социально значимыми продуктами питания. Примерно такого же мнения в начале сентября придерживалась и министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
Опрошенные «НГ» эксперты полагают: подобные заявления делаются чиновниками с одной лишь популистской целью – для самоотчетности. Чтобы потом, так и не сумев улучшить ситуацию, сказать, что власть сделала все возможное. Также эксперты добавляют, что замораживание розничных цен вряд ли действительно сделает продукты питания доступнее для населения. Так, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев уверен, что начальная цена – та, после которой произошло резкое удорожание продуктов, – возвращена уже не будет. Вполне ожидаемо, что замороженная цена окажется выше начальной примерно на 15–30% – не более, но и не менее. При этом если на одни продукты цена под административным давлением падает или перестает расти, то на другие она резко поднимается. «Рычаги давления на бизнес есть у любой локальной власти. Пример – те же проверки санитарного состояния, – поясняет директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Скорее всего все кончится перечнем базовых контролируемых продуктов, включающим около 25 наименований: хлеб, молоко, гречка и т.д. И на эти продукты цены будут регулироваться предельно допустимой надбавкой. Но тогда бизнес отыграется на остальных товарах». Николаев же предполагает, что часть торговых сетей начнет придерживать продукцию в ожидании более выгодных условий для реализации, способствуя тем самым дефициту.
Но больше всего вопросов у экспертов вызывает отбор тех регионов, в которых произойдет замораживание цен. Если говорить о факте подорожания продуктов более чем на 30%, то тогда, напоминает Николаев, это вовсе не один-два региона, а почти полстраны. В российской прессе уже обсуждались результаты недавнего мониторинга, проведенного МЭРом. В нем насчитывалось 45 регионов, в которых гречка и мука подорожали более чем на 30%. Причем в десяти регионах из этого списка крупа подорожала в два и более раза. Кстати, в самом Минпромторге в пятницу предупредили, что надо быть готовым к срочному введению ценового коридора в том числе и по всей стране. Как объясняет Николаев, фиксирование розничных цен в почти половине регионов страны кончится острой нехваткой продуктов в «замороженных» регионах и резким ростом цен там, где власти пока ситуацию не контролируют.
Если же речь идет именно о труднодоступных регионах с неразвитой торговой сетью, то это практически весь север России от Ненецкого автономного округа до Чукотки, сообщает Зубаревич. Эксперты сомневаются в возможности реального контроля за ценами на такой территории. «Здесь торговля осуществляется местным бизнесом, и она сильно зависит от северного завоза. А поставки северного завоза – субсидированное государством мероприятие. Государство может работать только с ценами на северный завоз. А если бизнес поставляет продукцию самостоятельно, тогда инициатива властей практически нереализуема. Более того, она может повлечь всплеск коррупции», – рассуждает Зубаревич. По ее мнению, куда действеннее выбросить на рынок из товарных госзапасов относительно дешевую продукцию и тем самым сбить ажиотаж.
В то же время эксперты считают, что замораживание цен не продлится слишком долго. «Механизм сдерживания роста цен на базовые продукты будет действовать до следующих выборов», – резюмирует Зубаревич. Николаев же полагает, что уже через несколько месяцев после замораживания цен власть начнет открещиваться от данной провальной инициативы. «Такой опыт у нас уже был. Фиксированные цены на хлеб вводили в отдельных регионах осенью 2007 года, а потом власти признали, что это не помогло», – напоминает эксперт.