Российский порт Козьмино готов к отправке нефти в Поднебесную.
Фото РИА Новости
Вчера премьер-министр Владимир Путин торжественно открыл российский участок трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), по которому российская нефть уже до конца года начнет поступать в Китай. С китайской стороны осталось пройти еще 930 км, однако, учитывая заинтересованность Пекина в источниках сырья и скорости местных проходчиков, не исключено, что уже до конца сентября состоится сварка последнего шва на ВСТО и первая очередь войдет в строй. Эксперты отмечают противоречивость экономических результатов проекта. С одной стороны, трубопровод делает Россию более зависимой от КНР в вопросах цены. С другой – проект во многом политический.
Выступая вчера при начале заполнения российского участка нефтью, Путин отметил, что «идея проекта родилась лет шесть назад». «Я помню, как в один из своих визитов в Москву председатель КНР Ху Цзиньтао поднял вопрос о реализации этого проекта, – рассказал премьер. – Мы тогда констатировали, что это вопросы непростые, их много, но они все будут решены. Я надеюсь, что наши китайские друзья сообщат председателю КНР и премьер-министру об этом событии и о том, что с российской стороны проект завершен». Но вот китайским друзьям нужно еще немножко поработать. «Работа предстоит большая – 930 километров им нужно пройти, все это высокотехнологичные операции. Но я уверен, что в этом году российская нефть пойдет в Китай», – подчеркнул Путин.
Как отметил премьер, нынешний проект – многоплановый, позволяющий России диверсифицировать поставки стратегического сырья. До сих пор основные поставки осуществлялись в Европу – 120–130 миллионов тонн ежегодно, тогда как на Азиатско-Тихоокеанский регион шло небольшое количество. «Однако с пуском этого участка через Восточную трубопроводную систему и к берегу Тихого океана мы будем поставлять 30 миллионов тонн нефти, а при расширении – до 50 миллионов тонн», – пояснил Путин. По его словам, это уже «заметная конкуренция европейскому маршруту».
Сварку последнего шва нефтепровода из России в Китай через Сковородино возможно провести до конца сентября, так как строители нефтепровода в КНР не выбиваются из графика, заявил вице-премьер Игорь Сечин.
Напомним, что отвод нефтепровода ВСТО на Китай строится в соответствии с контрактом между «Роснефтью», «Транснефтью» и китайской компанией CNPC, подписанным в феврале 2009 года. В его рамках китайская сторона предоставила российским компаниям кредит в размере около 25 млрд. долл. Российская сторона, по данным СМИ, дала обязательства поставок нефти по нефтепроводу в течение 20 лет, с 2011 по 2030 год, в объеме 15 млн. тонн в год.
Комментируя факт завершения строительства, эксперты пока осторожны в оценках. «Оценивать эффективность очень сложно, – считает руководитель отдела инвестанализа ИГ «Универ» Дмитрий Александров. – С одной стороны, был вариант чисто железнодорожный, который и руководство РЖД оценивало как более дешевый. К тому же в этом случае для развития инфраструктуры и создания рабочих мест он стал бы более эффективным. Плюс – можно было бы построить железную дорогу до Якутска, обеспечив подвоз сырья и связав регион с остальной частью страны». С другой стороны, эксперта смущает срок окупаемости трубопровода – 25 лет. Кроме того, объемов доказанных и вероятных ресурсов восточносибирских месторождений хватит только на 25 лет при прогнозируемых объемах поставок примерно в 80 млн. тонн нефти в год. «Получается, что через 25 лет проект выйдет в ноль, и труба станет ненужной, если только не найдется других источников ее наполнения», – отмечает эксперт.
В свою очередь, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин не торопится с пессимистическими оценками. «Если верить нашим чиновникам, Китай готов покупать нефть по ценам отправки в точке Козьмино, то есть такой же, по какой мы продаем нефть в Южную Корею и Японию, – отмечает Крутихин. – Правда, с некоторым дисконтом, размер которого пока точно неизвестен. Но в любом случае это уже серьезный довод в пользу проекта. Тем более что трубопровод – самый дешевый способ доставки, который не исключает и дополнительных поставок по железной дороге». Впрочем, как считает аналитик, мощностей восточносибирских месторождений для заполнения трубы в обозримом будущем не хватит, так что в нее пойдет и сырье из западносибирских источников. «Но наши компании даже в этом случае без прибыли не останутся, – полагает Крутихин. – Правда, она будет меньше, чем если бы поставлять нефть в Европу. К тому же ВСТО – проект во многом политический, а потому спорить с ним «Роснефть» и «Транснефть» не могут».