0
1480
Газета Экономика Интернет-версия

26.08.2010 00:00:00

Светлая полоса связи

Тэги: интернет, революция


интернет, революция За год сети Yota появились в пяти крупнейших городах России с совокупным населением до 25 миллионов человек.
Фото РИА Новости

В России мало примеров успешного инновационного бизнеса. Но это не значит, что их нет вовсе. В предпоследний день августа российская компания Yota запускает сеть связи четвертого поколения по технологии LTE в Казани. Ранее компания открыла представительство в Лондоне и выходит на зарубежные рынки, успешно работая в Никарагуа и заявив о планах развертывания сети в Белоруссии и Перу. По мнению британского журнала The Economist, прорыв Yota предопределен особенностями технологической и маркетинговой стратегии, которые позволили компании буквально за год стать одним из лидеров рынка интернет-связи в России. Наверное, оценка авторитетного издания была бы еще выше, добавь его эксперты в формулу успеха Yota «фактор сопротивления» в лице закостенелого российского чиновничества

Бизнес-история Yota и в самом деле развивалась невиданными для России темпами. Впервые о появлении нового оператора широкополосного мобильного Интернета было объявлено в октябре 2008 года. В июне 2009 года Yota начала работу на отечественном рынке. За год число клиентов компании выросло с нуля до 600 тыс. человек, сети интернет-соединений четвертого поколения (4G) WiMAX от Yota появились в пяти крупнейших городах России с совокупным населением до 25 млн. человек – в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Краснодаре и Сочи. Рекордные показатели стали результатом сочетания грамотного маркетинга, идущего от простоты, и ставки на широкополосную безлимитную связь 4G. Отсутствие роуминга и лимитов, простой и надежный сервис, единый абонентский номер, единый месячный тариф в 900 руб., возможность доступа с разных устройств, прежде всего с нетбуков и телефонов, позволили компании в кратчайшие сроки завоевать популярность среди всех категорий пользователей. А технологические особенности связи нового поколения, обеспечивающей быстрый и качественный доступ в Интернет, по своим характеристикам превосходящий почти в 10 раз показатели связи 3G, открыли для компании Yota возможности для быстрого роста.

Уже в октябре 2009 года компания получила до 200 тыс. абонентов и вышла на точку финансовой безубыточности. По данным компании, средний месячный трафик на одного пользователя составил до 12,7 гигабайта, а рекордом стали данные одного из пользователей, умудрившегося набрать до 2 терабайт, что примерно соответствует 2 тыс. скачанных фильмов. В первом полугодии 2010 года выручка компании составила около 66 млн. долл., при том что общие инвестиции в бизнес составили 500 млн. долл.

В целом, как отметил журнал The Economist, Yota продемонстрировала нетипичный для российских компаний подход: она не продвигалась за счет своего размера, а лишь благодаря инновационному подходу и высокому качеству предлагаемого продукта. При этом совершенно оправданным оказался подход компании к выбору вообще формата передачи пакетных данных, а не голоса. Подобную стратегию, кстати, используют японские операторы, которые зарабатывают на этом до 70% своей выручки.

Фактически на российском рынке произошел переворот. Новый игрок успешно проник и в сети магазинов сотовой связи и электроники («Евросеть», «Связной», «М Видео»), где его модемы, по данным исследования фонда «Общественное мнение» (ФОМ), приобретаются чаще других и чаще рекомендуются для покупки. В восьми случаях из десяти (79%) для пользования Интернетом в черте города продавцы рекомендуют модемы Yota. Большая тройка мобильных операторов МТС, «Вымпелком» и «Мегафон», верно оценив перспективу дальнейшей экспансии Yota, для удержания клиентов были вынуждены пойти на снижение своих тарифов, запустив собственные безлимитные программы.

По мнению специалистов, переломить тенденцию снижения стоимости интернет-подключения уже нельзя. Более того, именно Yota стала проводником очередной технологической революции. Компания одной из первых в мире обратила внимание на перспективный формат технологии связи четвертого поколения – LTE (Long Term Evolution). До сих пор работающей сетью LTE могла похвастать только Япония. Следующей в списке лидеров благодаря Yota будет Россия. В США сеть LTE запустят в ноябре. Это мобильная технология обеспечивает скорость в нисходящем канале (от базовой станции к устройству абонента) до 100 Мбит/с и скорость в восходящем канале (от абонента) – до 50 Мбит/с, при этом время задержки отклика в сети радиодоступа составляет не более 10 мс. Основным достоинством LTE является то, что она строится на базе существующего оборудования со сравнительно легкой интеграцией GSM и WCDMA.

До сих пор многие операторы, использующие технологию WiMAX, относятся к LTE настороженно. Но у WiMAX есть и объективные недостатки. Так, помимо невозможности интеграции с более старыми поколениями мобильной связи существует нехватка смартфонов, поддерживающих этот вид связи. Тем временем компания «Скартел» работает под брендом Yota, уже объявила тендер на создание собственного LTE-телефона. По мнению экспертов, хотя сегодня LTE считается слишком молодой технологией, уже через год количество ее пользователей вполне может сравняться с аудиторией пользователей WiMAX. Схожего мнения придерживаются специалисты компаний Ericsson и Nokia, которые полагают, что LTE окончательно победит на рынке мобильных соединений к 2015 году. Yota пошла на довольно смелый шаг, заявив о намерении развернуть сети LTE в пяти российских городах, включая Новосибирск, Казань и Самару. В Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Краснодаре и Сочи переход на LTE запланирован на 2011 год. На этом компания останавливаться не стала, атаковав зарубежные рынки. В 2010 году Yota получила частоты в Перу, Никарагуа и Белоруссии.

Географию экспансии предопределил «административный фактор». По словам генерального директора Yota Дениса Свердлова, власти этих государств не проявляли обеспокоенности по поводу роста числа пользователей Интернета, и это оказалось только на руку высокотехнологичной российской компании. Не было проблем и с выделением частот. Зато в России развитие новых сетей связи шло не так гладко. В начале Yota получила полосы частот шириной в 40 мегагерц в диапазоне от 2,5 до 2,7 гигагерц. Затем компания приобрела еще 30 мегагерц. Потом решение о выделении этих частот было пересмотрено. Возможная цель отъема частот – передача их в пользование вновь созданным структурам – «Основа телеком» и РЭТ. «Большая тройка» мобильных операторов в своих письмах Путину и Медведеву называла эти компании основными претендентами на освободившиеся частоты.

Конечно, это препятствие нельзя считать непреодолимым. Компания Yota, по признанию ее главы Дениса Свердлова, все равно намерена 30 августа приступить к запуску сети LTE в Казани. Бизнес-план по развертыванию LTE-сети был рассчитан, исходя из возможностей полосы 40 МГц, права на которую и сегодня принадлежат компании.

«Дополнительные частоты нужны для увеличения емкости базовых станций. Но и без них мы можем строить сеть LTE. Существующего номинала достаточно для оказания качественных услуг связи», – заявил Денис Свердлов.

Какие именно перемены в нашей жизни повлечет очередная технологическая революция, мы узнаем в ближайшее время. Но уже сейчас можно сказать, что запуск сети мобильной связи четвертого поколения имеет общегосударственное значение. Собственно, именно такие проекты имел в виду президент России Дмитрий Медведев, объявив курс на поддержку инноваций. Как отметил в свое время глава государства, «┘динамичный сектор научных разработок и эффективная коммерциализация технологий – это основа конкурентоспособного промышленного производства в развитых странах». Поддержка национальных компаний, продвигающих на отечественный рынок новейшие технологии, становится прямой обязанностью государства. Впрочем, для закрепления своего исключительного коммерческого успеха Yota вполне хватит собственного потенциала. Главное, чтобы ей не помешали названные президентом Медведевым «главные враги российских инноваций». А именно «┘инертность нашей административной системы, которая проявляется везде, начиная с федерального уровня и заканчивая муниципальным».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1240
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3111
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2209
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1766

Другие новости