Усилия Татьяны Голиковой по модернизации здравоохранения пока малорезультативны.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Расходы государства на здравоохранение приводят к парадоксальному результату. Подавляющее большинство граждан уверены: качество и доступность медицинского обслуживания за последние годы ухудшаются или по крайней мере не улучшаются. Такие данные опросов обнародовали вчера сразу несколько исследовательских центров. Россияне говорят о деградации здравоохранения, а эксперты – о коррупции, разъедающей эту сферу. Однако в Минздраве считают, что недовольство здравоохранением – нормальное явление. По собственным опросам ведомства, удовлетворенность граждан реализацией медицинских госпрограмм достигает 60%.
«В рамках национального проекта «Здоровье» мы впервые всерьез взялись за формирование в отечественной медицине развитой инфраструктуры высокотехнологичных медицинских услуг. Причем наша принципиальная позиция заключалась в том, чтобы главным образом строить новые клинические центры в регионах страны и за счет этого максимально приблизить современную качественную медицинскую помощь к нуждающимся в ней людям, – говорил в середине августа премьер-министр Владимир Путин на совещании в Твери. – Напомню, в 2005 году высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств федерального бюджета могли получить не более 60 тысяч человек. В 2009 году уже было 254 тысячи человек, в будущем году – 294 тысячи, в 2012 году планируется 335 тысяч, в 2013-м – 369 тысяч человек. И к 2015 году наша задача – в полном объеме обеспечить потребности граждан страны в высокотехнологичной медпомощи».
Однако социологические исследования доказывают, что подавляющее большинство граждан не видят улучшений в здравоохранении в связи с реализацией приоритетного нацпроекта.
Как показывают опросы, лишь один россиянин из восьми заметил за последние два года улучшение в сфере отечественного здравоохранения. Такие данные обнародовал вчера исследовательский портал SuperJob.ru. Согласно проведенному в августе общероссийскому опросу (участвовало 3000 респондентов), 35% россиян заметили в течение двух лет только ухудшение медобслуживания, 33% не заметили ни улучшения, ни ухудшения, 20% затруднились с ответом и лишь 12% отметили, что здравоохранение стало доступнее и качественнее.
Больше всего россиян разочаровывают квалификация медработников, медицинское оснащение поликлиник и организация доступа к врачам и медуслугам. В бесплатных клиниках многие услуги стали неофициально платными даже при наличии у пациента страхового полиса. Платные клиники тоже не гарантируют качественного лечения: в них высока доля непрофессионалов, относящихся к пациенту как к неиссякаемому источнику денег.
К похожим же результатам пришли и специалисты фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Августовский опрос (2000 респондентов из 44 субъектов РФ) показал, что только 14% россиян качество медобслуживания считают хорошим, 39% – плохим, 38% – удовлетворительным, 9% затруднились ответить. При этом 50% россиян отметили, что качество услуг со временем не меняется, 26% сказали, что оно ухудшилось, 11% – что улучшилось, 12% затруднились с ответом. «Качественная бесплатная медицина – зачастую нонсенс в российской действительности. Престиж врача снижается. Здравоохранение – это не только наличие современного оборудования, но и профессиональные специалисты. Низкие оценки качества медобслуживания – это констатация сегодняшнего состояния и отсутствие позитивных ожиданий. Почему так происходит – вопрос к специалистам государственного управления», – говорит директор проектов ФОМа Екатерина Шумакова. Указывают специалисты и на недостаточное финансирование здравоохранения, из-за которого в этой сфере очевидна тенденция деградации.
С социологами соглашаются и экономисты. «Объемы госфинансирования здравоохранения в России в несколько раз меньше, чем во многих странах», – сообщает руководитель департамента компании «Интерком-Аудит» Андрей Приходько. Напомним, в структуре расходов федерального бюджета на сферу здравоохранения в 2010 году приходится около 340 млрд. руб., чуть больше запланировано на 2011 год. Однако эксперты предостерегают: увеличение денежных вливаний в данную сферу не спасет Россию от деградации здравоохранения. Ведь страну лишает медицины не столько недостаток финансирования, сколько расцветающая на всех уровнях коррупция. «Дух коррупции пронизал сверху донизу всю систему российской медицины. Расхищение средств начинается с закупки дорогостоящего медицинского оборудования, где откаты достигают более 50%. И даже закупленное по заоблачным ценам высокотехнологичное оборудование зачастую простаивает, так как нет специалистов, а денег на их обучение уже не осталось», – отмечает председатель комитета по противодействию страховому мошенничеству Всероссийского союза страховщиков Евгений Потапов. «Складывается впечатление, что централизация и контроль за использованием бюджетных средств презентуются только в виде официальных отчетов. Все это, естественно, приводит к недовольству населения, которое является крайним в этой цепочке», – говорит замдиректора департамента корпоративных продаж страховой группы «МСК» Дмитрий Ионов. «Необходимы контроль над расходованием средств и внятные приоритеты развития системы здравоохранения и оценки эффективности ее работы», – добавляет ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев.
В Минздравсоцразвития, однако, считают критику необоснованной, а некоторые социологические опросы не совсем объективными. В ведомстве Татьяны Голиковой сообщили, что, например, с 2008 года в рамках нацпроекта «Здоровье» начали реализовываться программы по таким стратегическим направлениям, как совершенствование организации медпомощи пострадавшим при ДТП, совершенствование медпомощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитие службы крови. И статистика показывает улучшение ситуации по этим пунктам. Кроме того, по данным министерства, по реализуемым программам показатели удовлетворенности оказанием медицинской помощи составляют порядка 60%.