Фронтовики могут не дождаться своей квартиры.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Российские власти так и не смогли обеспечить жильем всех нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны. В конце прошлой недели чиновники снова пообещали бесквартирным фронтовикам ключи от нового жилья – но не всем, а только 90%. Наличие в стране десятков тысяч нуждающихся ветеранов даже после празднования 65-летия Победы власти объясняют тем, что в России оказалось куда больше бесквартирных фронтовиков, чем изначально предполагали чиновники. Скептики уверены, что квартирный вопрос ветеранов не решится ни в 2010-м, ни в 2011 году.
В минувшую пятницу на заседании президиума правительства премьер-министр Владимир Путин и глава Минрегиона Виктор Басаргин в очередной раз обсудили жилищную проблему ветеранов Великой Отечественной войны.
«Мы впервые за последний месяц ощутили снижение динамики постановки на учет ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому те обязательства, которые мы брали в графике, что 90% всех вставших на учет после 1 марта 2005 года мы обеспечим жильем, – эта задача, по нашим ощущениям от совместной работы с субъектами Российской Федерации, будет выполнена», – отчитался перед премьером Басаргин.
При этом о планах 90-процентного обеспечения всех ветеранов жильем в течение 2010 года Басаргин уже сообщал в июле. Так что сейчас он просто подтвердил готовность властей воплотить в жизнь задуманное. В то же время власти словно забыли о своих прошлых обещаниях. Они, по сути, открестились от своих же собственных, провозглашенных ранее громких лозунгов. Напомним, изначально – в мае 2008 года – президент Дмитрий Медведев в своем указе пообещал раздать квартиры до празднования 65-летия Победы 9 мая 2010 года всем нуждающимся фронтовикам, которые встали в очередь на жилье до 1 марта 2005 года. Однако потом премьер Владимир Путин решил в течение 2010 года обеспечить жильем уже всех ветеранов-очередников без исключения. «В 2010 году будут полностью выполнены наши обязательства по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Причем предоставим квартиры всем нуждающимся ветеранам, в том числе и тем, кто не успел встать на очередь в установленные сроки – до 1 марта 2005 года», – заявил премьер в ноябре прошлого года на XI съезде «Единой России». Позже Путин уточнил, что не все ветераны получат жилье к памятной дате, однако точно все – к концу 2010 года. И это уточнение оказалось первым размыванием сроков. Далее – в марте 2010 года – Басаргин уверил, что «не может быть никакого неисполнения либо переноса сроков». Он напомнил: решение квартирного вопроса ветеранов – приоритетная госпрограмма на текущий год, поэтому не стоит сомневаться в успехе ее реализации. В конце весны еще больше оптимизма в чиновников вселил тот факт, что по состоянию на май действительно те ветераны, которые встали в очередь до 1 марта 2005 года, получили либо денежную компенсацию, либо квартиру.
Но, как выяснилось в пятницу, правительство вовсе не ожидало, что в России в улучшении жилищных условий до сих пор нуждается настолько много фронтовиков. Как с сожалением сообщил в минувшую пятницу Владимир Путин, «мы предварительно полагали, что таких ветеранов (вставших на учет после 1 марта 2005 года. – «НГ») у нас будет около 30 тысяч. Первоначальная цифра была – 28 тысяч. В конечном итоге на очередь было поставлено 119 тысяч человек. Это превзошло все наши даже самые смелые ожидания». Премьер, видимо, сослался на июльские данные, которые в 4,5 раза превзошли планы правительства. По данным же Минрегиона на 1 августа 2010 года, нуждающихся в жилье ветеранов стало еще больше – свыше 128 тыс. человек. Для сравнения: по состоянию на 1 августа получили квартиру около 40 тыс. ветеранов, вставших на учет после 1 марта 2005 года.
В итоге, правительство решило выделить на обеспечение жильем ветеранов дополнительно 67,6 млрд. руб. Как подчеркнул Путин, несмотря на дополнительную нагрузку на бюджет, связанную с необходимостью помочь погорельцам, все планы в области жилищного строительства будут полностью выполнены.
Однако в такие обещания не торопятся поверить эксперты, а также и сами граждане России. С одной стороны, плохие жилищные условия ветеранов – это болезненная для общества тема. И когда решение этой проблемы постоянно откладывается, то, конечно, граждане испытывают по этому поводу разочарование. Однако, поясняет замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, общественный резонанс от неудачи в решении жилищного вопроса ветеранов – слабый. Люди настолько потеряли веру в лозунги властей, что их не удивляет очередной провал провозглашенных планов. Поэтому у граждан возникает недовольство не протестное, не активное, а скорее внутреннее, тихое: они изначально были готовы к такому развитию событий. Очень часто, объясняет Макаркин, люди сохраняют веру словам высших представителей власти, но уже не доверяют нижестоящим чиновникам и бюрократии, которые вольно или невольно тормозят реализацию волевых политических решений президента и премьера.
Отчасти недоверие нижестоящим чинам и бюрократии оправданно, считает, в свою очередь, руководитель проекта «Российский дом будущего» Сергей Журавлев. По его словам, чтобы провести под волевое политическое решение всю нормативную базу, нужно не меньше года. То, что власти занялись размыванием сроков выдачи ветеранам жилья, можно объяснить несколькими факторами. Разгильдяйством региональных и муниципальных властей, которое иногда имеет место быть. Объективно неблагоприятной экономической ситуацией в стране, падением жилищного строительства, невозможностью на местах найти качественное жилье для всех фронтовиков. Усугублением кризисной ситуации последствиями жары-2010. Неповоротливостью бюрократической машины в стране. Поэтому Журавлев уверен: злого умысла, осознанного желания затянуть решение данного вопроса с тем, чтобы потом по естественным причинам просто некому было выдавать квартиру, в действиях властей нет.
Эксперт считает, что власть поступает правильно, ставя перед собой даже такие сверхзадачи, которые она в принципе не способна выполнить. Если бы не было жестких сроков и сверхзадач, то тогда все государственные планы реализовывались бы еще медленнее и еще безуспешнее. Так что и те 90% ветеранов, о которых сообщил Басаргин, – это скорее всего тоже завышенные цифры, предполагает Журавлев. По его словам, обеспечение ветеранов жильем может растянуться и на более неопределенные сроки.
И отсюда вытекает не самый радостный вывод. Если даже приоритетная национальная задача по обеспечению жильем фронтовиков решается не так гладко, как хотелось бы, то что же тогда говорить о менее первостепенных проблемах? «Кстати, за счет ветеранов откладываются и другие жилищные очереди», – замечает Журавлев. А если учесть, что на все это накладывается еще экономическая нестабильность, а теперь и срочная помощь погорельцам, то получается, что ситуация с обеспечением квартирами, например, выпускников детдомов и других очередников в регионах становится еще неопределеннее и неблагоприятнее, чем та, которая сложилась вокруг ветеранов.