Прогресс в реконструкции аэропорта Владивостока малозаметен: даже единый проектировщик фасада будущего здания пока не определен.
Фото РИА Новости
Одним из самых острых вопросов строительства объектов для проведения саммита стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 2012 года во Владивостоке остается передача земель от Министерства обороны. На некоторых площадках уже отмечено отставание от графика строительства, но кураторы подготовки к АТЭС-2012 заверяют, что все объекты будут сданы в срок.
По данным федерального государственного учреждения «Дальневосточная дирекция Минрегионразвития РФ», курирующего строительство объектов к саммиту АТЭС, из попадающих под изъятие более полутора тысяч участков земли изъято 124, из выкупаемых 1452 объектов недвижимости – 588. Дело продвигается медленно. «Наиболее показательный пример – будущий театр оперы и балета. Для того чтобы развернуть строительство, надо выкупить 15 участков земли и 49 объектов недвижимости, – рассказал «НГ» пресс-секретарь дирекции Александр Огневский. – Но до сих пор не выкуплен ни один участок, прекращена собственность только пяти объектов недвижимости».
Как утверждают в дирекции, сильнейший тормоз приморской стройки века – департамент имущественных отношений Минобороны, который должен был передать под строительство целый ряд участков земли, но «по непонятным причинам затягивает с принятием решений». Дирекция до сих пор не получила землю на острове Русский для строительства домов для семей, не пожелавших переезжать на материк, при этом сами дома уже возводятся. Не передана земля под новую островную школу и под социальные объекты микрорайона «Снеговая падь», возводимого для отставных военных. Не решена масса вопросов по передаче земель Минобороны департаменту дорожного хозяйства администрации края и единой дирекции по строительству объектов на территории Приморья. Примечательно, что МО России, намереваясь открыть в субъектах региональные филиалы для решения земельных вопросов, не планирует создавать его во Владивостоке, где идет активное строительство объектов к саммиту.
Несмотря на так и не решенный до конца земельный вопрос, в дирекции оптимистично заявляют, что отставание от графика, которое уже очевидно на некоторых объектах, будет устранено. «Как говорится, в России медленно запрягают, но быстро едут», – философствует гендиректор ФГУ «Дальневосточная дирекция Минрегионразвития РФ» Евгений Рогоза. Но на последнем заседании межведомственного оперативного штаба, на который приглашаются дирекции-госзаказчики и генподрядчики, Евгений Рогоза был менее оптимистичен, когда зашла речь о реконструкции аэропорта «Владивосток». Строительство дороги, ведущей к нему, отстает на полгода, до сих пор нет договора между международным аэропортом «Шереметьево» и инвесторами о подаче тепла и канализации в строящиеся объекты аэропорта. Не определен единый проектировщик фасада здания, а его общий вид так и не согласован с администрацией края. Виновниками проблем в дирекции считают «Росавиацию», которая, создав координационный совет, по-прежнему не контролирует строящиеся объекты: взлетно-посадочная полоса, контрольно-диспетчерский пункт и терминал возводятся «сами по себе».
Еще один проблемный вопрос – отсутствие централизованной системы заправки самолетов в обновляемом аэропорту. По плану здесь должно появиться два топливозаправочных комплекса, у каждого был свой инвестор. Один из них отказался от объекта, посчитав его неоправданно дорогим. «Аэропорт XXI века без централизованной топливозаправки – это нонсенс! Как должны заправляться самолеты – ведрами? С каких пор частный инвестор стал решать, каким быть аэропорту, который реконструируется на федеральные средства?» – негодовал Евгений Рогоза.
Впрочем, строители нашли выход из ситуации для того, чтобы подстегнуть самих себя, – они придумывают неофициальные графики сдачи объектов. Дублирующий план есть, к примеру, у компании, возводящей мост на остров Русский. За год работы отставание на этом объекте увеличилось с трех недель до двух месяцев. «По официально утвержденному плану мост на остров должен вступить в строй до 31 марта 2012 года, но строители поставили задачу сдать его на два месяца раньше, – успокаивает глава дирекции. – Отставание есть по второму графику, и оно не выходит за официально установленные рамки».
Владивосток