Последствия катастрофы на крупнейшей ГЭС будут устранять еще не один год.
Фото Константина Ремчукова
Год назад в катастрофе на крупнейшей в стране Саяно-Шушенской гидроэлектростанции (СШ ГЭС) погибли 75 человек. Предпосылки катастрофы и виновные в ней до сих пор официально не названы – следствие продлено по крайней мере до декабря. В свою очередь, Ростехнадзор сообщил, что уже провел свое техническое расследование, и «в настоящее время системы безопасности и контроля станции работают стабильно». Эксперты же считают, что главные уроки из катастрофы СШ ГЭС не извлечены и фундаментальные причины для повторения подобных аварий остаются.
Расследование аварии на Саяно-Шушенской ГЭС длится уже больше года, но обвинение пока никому не предъявлено. Следствие продлено до декабря, сообщил официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре Владимир Маркин.
Правда, Ростехнадзор считает, что необходимое расследование катастрофы уже завершено. По словам главы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Николая Кутьина, «Ростехнадзор провел техническое расследование причин аварии, выявленные проектные и эксплуатационные недостатки послужили основанием для проведения проверок на всех российских ГЭС.
Между тем независимые эксперты считают, что главные уроки из катастрофы так и не извлечены. «Определенные выводы, особенно в части организации надзора, были сделаны», – считает глава департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Однако более фундаментальные причины для подобных катастроф не устранены. «Приоритетом реформы электроэнергетики была выбрана реструктуризация, продажа активов и привлечение частных инвесторов. При этом вопрос о поддержании технического состояния оказался не главным, и состояние основных фондов ГЭС стало близким к критическому», – считает Николаев. Именно эти выводы о дефектах реформы электроэнергетики и не были сделаны. «Говорить о каких-то уроках до окончания расследования преждевременно. Реально действенными мероприятиями был бы мониторинг изношенности фондов и выделение средств на их модернизацию из бюджета, либо в принудительном порядке из средств собственников. Этими мероприятиями должно заниматься отдельное ведомство, с которого потом можно было бы спросить», – соглашается руководитель направления страхования промышленных рисков «АльфаСтрахования» Михаил Денисов.
«Предпосылки аварий на СШ ГЭС или на шахте «Распадская» одни и те же – желание собственников извлечь сиюминутную прибыль в ущерб безопасности. За год после аварии не изменилось, к сожалению, самое главное. Все подобные объекты должны быть полностью застрахованы, и их восстановление не должно оплачивать государство. Страховые взносы, которые сильно зависят от степени риска, и условия страховых выплат будут тем действенным стимулом для собственников, который заставит выполнять ремонтные и противоаварийные нормативы», – говорит эксперт-аналитик департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Евгений Рудаков.