Необходимость импорта зерна глава Минсельхоза Елена Скрынник открыто пока не обсуждает.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Неурожай зерновых из-за аномальной засухи в России может на ближайшие годы превратить страну из экспортера в импортера зерновых. Союз мукомолов предупредил власти о том, что впервые за последние 15 лет страна может столкнуться с необходимостью импортирования ржи для производства муки. Часть экспертов продолжает утверждать, что запасов зерна хватит для покрытия внутреннего спроса. Однако неофициально аналитики предупреждают о том, что России придется импортировать недостающее продовольствие.
Запрет на экспорт зерна из РФ привел к катаклизмам в Египте, который на протяжении последних пяти лет привык закупать российскую пшеницу по невысоким ценам. Как сообщило вчера РИА Новости, один молодой человек стал жертвой давки, возникшей у хлебной лавки в городе Наджаа-Хамади на юге страны, еще несколько человек пострадали. По предварительным данным, поводом к произошедшей трагедии стали слухи о грядущих перебоях в поставках хлеба в стране и резком росте цен на этот ключевой для Египта продукт. Жители одного из кварталов Наджаа-Хамади устроили у магазина драку за хлеб.
Напомним, что Египет закупает большую часть зерна за рубежом через частные египетские компании в первую очередь для обеспечения населения хлебом по субсидируемым ценам. При этом Россия обеспечивает около половины всего объема импортного зерна. По данным египетской стороны, временный запрет на экспорт отразится на поставках 540 тыс. тонн пшеницы из РФ.
Между тем напряженной остается ситуация и в самой России. Данные по урожаю зерновых регулярно пересматриваются. И пока неизвестно не только, когда будет снят запрет на экспорт, но и хватит ли стране зерна для собственных нужд. На прошлой неделе Союз мукомольных и крупяных предприятий заявил о том, что впервые за последние 15 лет Россия может столкнуться с необходимостью импортирования ржи для производства муки. В заявлении отмечается, что валовое производство ржи в условиях засухи ожидается в объемах 2–2,2 млн. тонн, включая непродовольственную, доля которой составляет 15–20%. При этом только для производства муки ежегодно требуется примерно 1,8 млн. тонн продовольственной ржи.
Мукомолы также ожидают по итогам сбора урожая 2010 года дефицита важнейшей крупяной культуры – гречихи. Обеспокоенность отраслевиков вызывает и качество пшеницы нового урожая. В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах незначителен объем пшеницы третьего класса. В других округах, особенно пострадавших от засухи, пшеница выросла с низким натурным весом – от 600 до 700 г/л, то есть фуражного типа.
Неофициально эксперты считают ситуацию более чем угрожающей. Как пояснил в беседе с «НГ» один из экспертов рынка, сценарии зернового импорта рассматриваются сегодня на самых разных уровнях. «То, что России придется закупать недостающие объемы зерна и других сельхозкультур в 2011 году, уже понятно, – отмечает он. – Около 2,2–4 миллионов тонн пшеницы и кукурузы – которые может поставить Казахстан, Украина и Аргентина. Фураж придется докупать в Украине, но есть проблема – власти страны также испытывают большое волнение по поводу того, что ее запасы могут убежать в другие страны из-за быстрого роста цен». Что касается гречки, то аналитик не видит необходимости в ее закупках, так же как и ржи: «Во-первых, население вполне безболезненно может перейти на другие продукты, заместив этот недостаток, а во-вторых, все эти продукты можно закупить в Европе и других странах».
Отдельный вопрос – картофель, неурожай которого в России рискует стать одним из самых серьезных за последние годы. «Не исключено, что к зиме килограмм второго хлеба в стране может дойти до 100 рублей – полагает эксперт. – И здесь остается надеяться на Белоруссию, Европу и Турцию, которые могут покрыть дефицит. Но по каким ценам – неизвестно». Другая часть опрошенных «НГ» аналитиков пока не склонна считать ситуацию слишком тревожной. «Учитывая запасы зерна прошлых лет, запрет на экспорт зерна, методику правительства о распределении зерна и поддержку пострадавших от засухи регионов, зерновой голод России не грозит. В наиболее пострадавших регионах из-за засухи урожайность снизилась в два раза, но эти цифры не являются критическими для обеспечения внутренних потребностей в зерне, – полагает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации»/Morison International Ирина Воробьева.
Неурожай картофеля может поднять цену на второй хлеб в несколько раз. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото) |
– Но нужно учитывать тот факт, что засуха отражается не только на сборах зерна в этом году, но и на посевной озимых, яровых и урожае следующего года. Последствия засухи 2010 года мы будем ощущать и в следующем 2011 году, поэтому грядущая посевная нуждается в четком планировании». По ее словам, тревога по поводу нехватки гречихи или ржи объясняется тем, что в предыдущие годы производству в России этих культур не уделялось должное внимание. Больших запасов гречихи и ржи страна просто не накапливала. «Рекордные урожаи и возможность увеличивать экспорт мы получали в основном за счет роста посевов высококачественной пшеницы, – поясняет Воробьева. – В случае острой необходимости Россия может закупить фуражное зерно в США, рожь – в Европе, а гречку – в Китае». Между тем глава Минсельхоза Елена Скрынник снизила официальный прогноз урожая зерновых до 60 млн. тонн.
В свою очередь, член думского комитета по финансовым рынкам Алексей Багаряков считает, что Россия вряд ли будет импортировать продовольственное зерно. «А вот кормовое – не исключено, – отмечает он. – В России продовольственного зерна надо всего 22 миллиона тонн. В прошлом году в стране его произвели 96 миллионов тонн, в этом – по прогнозам, даже с учетом того, что 40 территорий страны пострадали от засухи и в половине из них введен режим чрезвычайной ситуации, предполагается собрать 65 миллионов тонн. Таким образом, его должно хватить с лихвой». А вот по животноводам, по его словам, засуха ударила более чем серьезно. Особенно по тем, кто специализируется на «скороспелом» животноводстве (птица и свинина), которое «растет» на зерне. Продовольственное зерно для них дороговато. «В этих условиях правительство могло бы закупить фуражное зерно и за границей, чтобы поддержать отечественное животноводство, – считает Багаряков. – Вместо того чтобы ежегодно импортировать в Россию 760 тысяч тонн говядины на сумму 2,3 миллиарда долларов, лучше бы отдать эти деньги на поддержку отечественного животноводства». Где возможно закупить фуражное зерно? «В Белоруссии в этом году ожидается хороший урожай, но президент Александр Лукашенко заявил, что ни килограмма фуражного зерна Белоруссия за границу не продаст, она намерена экспортировать только готовую продукцию, – отмечает депутат. – Это, на мой взгляд, правильная государственная политика. Поэтому закупить фуражное зерно можно будет в США, Канаде, в Украине или Казахстане».