Поправки в российское законодательство, которые позволят работать новому Олимпийскому комитету РФ в полную силу, могут появиться уже к осени нынешнего года. Модернизированный ОКР собирается стать финансово прибыльной организацией и максимально избавиться от опеки Минспорта, оставив ему возможность контролировать свои расходы.
Переформатирование ОКР началось после признанного провальным выступления российской сборной на Олимпийских играх в Ванкувере. 5 августа спортивной общественностью была одобрена новая Стратегия деятельности ОКР до 2020 года. Также были внесены поправки в Устав ОКР, которые серьезно изменили комитет. Вместо громоздкой аморфной структуры из девяти вице-президентов, 27 членов исполкома, аппарата ОКР и аппаратов выборных вице-президентов, а также выборного генерального секретаря была создана более компактная система: три назначаемых вице-президента, 20 членов исполкома и исполнительная дирекция, состоящая из современных менеджеров высокого уровня. Вице-президентами стали Владимир Кожин, Ахмед Билалов и Сергей Богданчиков.
Стратегию реформ определяли два органа: совет содействия ОКР и комиссия по реорганизации Олимпийского комитета России. Они были образованы для того, чтобы получить объективную оценку ситуации в российском спорте, и занимались разработкой плана развития ОКР. Обе структуры возглавил Ахмед Билалов.
В комиссию по реорганизации ОКР вошли наиболее авторитетные представители российской спортивной общественности и ведущие мировые эксперты в сфере спортивного маркетинга и консалтинга. В частности, в ее работе участвовали экс-директор по маркетингу МОК Майкл Пэйн, который ранее превратил МОК из банкрота в сверхприбыльную организацию, и экс-руководитель олимпийской сборной США Стив Рауш, добившийся со своими воспитанниками феноменальных результатов – 110 медалей в Пекине. Комиссия выдвинула предложения по реформированию ОКР, а эксперты подготовили доклад о наиболее эффективных мировых моделях функционирования спорта, высших достижениях и возможностях для применения их в российских условиях. На основе всех этих данных и была разработана стратегия ОКР.
Новый вице-президент ОКР Ахмед Билалов еще накануне реорганизации заявлял о том, что перед Олимпийским комитетом России стоит амбициозная задача выиграть Олимпийские игры в Сочи. Он не скрывает, что новые менеджеры ОКР должны превратить его в коммерчески успешную организацию, а Олимпиаду сделать экономически эффективным проектом. Как создатель горнолыжного курорта в Сочи ОАО «Красная поляна» господин Билалов уже несколько лет своим примером старается доказать потенциальным инвесторам, что спорт высших достижений не только может быть полезным для страны, но и приносить выгоду бизнесу.
Директор массовых и образовательных программ ОКР Ростислав Мурзагулов сообщил «НГ», что новый программный документ Олимпийского комитета уже работает: «Создается исполнительная дирекция, набирается персонал, начали решаться те задачи, которые были прописаны стратегией ОКР. Олимпийский комитет зажил по новому уставу, соответственно все старые руководящие органы расформированы, а на их месте созданы новые».
После неудачи на зимней Олимпиаде больше всего вопросов возникло к существовавшей ранее системе финансирования отечественного спорта. Проблема состояла в том, что спортивные федерации получали деньги от Министерства спорта, туризма и молодежной политики. Однако Минспорт не имел права спрашивать у федераций отчета за эти финансы. О том, насколько удачен был такой подход, сообщала Счетная палата, обнаружившая после Олимпиады в Ванкувере крайне неэффективное расходование миллиардов государственных рублей. По новой схеме деньги федерациям будет давать ОКР, получая эти средства из госбюджета и от спонсоров. «Система финансирования становится более стройной, но Минспорт из этой системы никто не исключает, он продолжит выполнять отведенные ему государственные функции», – считает Мурзагулов.
Теперь в Уставе ОКР четко прописана и ответственность федераций перед Олимпийским комитетом за результаты работы. Так, в случае неудачи Олимпийский комитет России вправе ставить вопрос, например, об избрании нового руководства федераций. Ранее они фактически были неподотчетны ни перед ОКР, ни перед Минспорта.
Поправки в российское законодательство, позволяющие усовершенствовать отношения ОКР с госструктурами, могут быть внесены уже осенью. «Задачи перед ОКР стоят очень острые, и нужно их решать быстро. Не уверен, что изменения в законодательстве будут проведены в первые сессии Думы, поскольку законотворчество вещь непростая. В работе Олимпийского комитета России принимает активное участие депутат Госдумы Светлана Журова, она состояла и в комиссии по реорганизации Олимпийского комитета и активно работает над этим полгода. У нас есть кому писать законопроекты и есть кому вносить их в Думу, потому постараемся провести их без задержек», – говорит Мурзагулов.