Российские водители оказались в центре новой антиалкогольной кампании.
Фото PhotoXPress.RU
С 6 августа в России отменен допустимый уровень содержания алкоголя в крови водителей в 0,3 промилле. Власти объявили, что теперь водитель должен быть трезв как стеклышко. При этом осмотр автолюбителей на практике проводится более жестко, чем у пилотов, диспетчеров, машинистов и капитанов морских судов. Автоводители сегодня практически беззащитны перед произволом инспекторов ДПС, которые могут ссылаться на не очень достоверные показатели алкотестера.
На этой неделе наш знакомый, водитель с многолетним стажем, впервые в жизни был уличен в том, что управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Алкотестер в руках инспектора ДПС показал наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе на уровне 0,1 промилле.
Для водителя такой замер стал настоящим шоком, поскольку горячительных напитков он не употреблял ни в день поездки, ни накануне.
До 6 августа инспектор ДПС взял бы под козырек и пожелал водителю счастливого пути, но это случилось после вступления в силу поправок в законодательство, отменивших разрешенные 0,3 промилле содержания алкоголя в крови. Знакомому удалось «договориться». Всего за 6 тыс. руб. Теперь мучается вопросом, где раздобыть медсправку, объясняющую индивидуальную особенность организма – повышенный уровень содержания алкоголя. В противном случае инспектора ДПС возьмут его номер себе на заметку и перманентными проверками на дорогах опустошат семейный бюджет. Альтернатива – лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет, для профессионалов это – запрет на профессию. В отношении злостных нарушителей, к которым вполне может быть причислен мой знакомый, если попадется еще несколько раз, административный арест на срок до 15 суток.
Не хотелось бы расстраивать всех, кто наивно верит в чудодейственную силу антиалкогольных справок. Для ГИБДД, как выясняется, они не аргумент и не документ, от судебных тяжб защищающий. «Все проблемные вопросы будут решаться в суде, ведь в задачи сотрудника ГИБДД входит только фиксация самого факта совершения административного правонарушения – управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Так что никакие справки о том, что, например, водитель употребляет медпрепараты с содержанием спирта, не являются индульгенцией», – утверждает заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации генерал-майор милиции Владимир Кузин. Его слова цитирует официальный сайт ГИБДД.
В случае, если водитель согласен с показанием прибора, то составляется административный протокол, который и направляется в суд. Если же водитель не согласен, то он должен пройти медосвидетельствование у врача. Ведь по большому счету инспектор ДПС, хоть и вооруженный алкотестером, не имеет медицинского образования. Врач-нарколог, комментируя «НГ» ситуацию, убедительно советовал не пренебрегать этой процедурой. По дороге на освидетельствование случайно занесенные в организм водителя пары алкоголя – с квасом, натуральным соком и т.п., почти наверняка выветрятся. И тест будет отрицательным. Тот же эффект может быть достигнут в случае, если нечистый на руку инспектор ДПС попытается «развести» водителя на деньги, каким-то образом корректируя в нужную сторону показания прибора. Связываться с проверкой у врача-нарколога он вряд ли станет.
Как ни парадоксально звучит, но антиалкогольные строгости государство обратило почему-то исключительно на водителей. В других видах транспорта до сих пор действует более либеральный порядок. Например, для летчиков и авиадиспетчеров в России фактически существует менее жесткий режим контроля содержания алкоголя, чем для обычных автомобилистов, которым сразу предлагается «продуться». Хотя определить на глаз, что водитель пьян, при 0,1 промилле алкоголя в выдыхаемом воздухе невозможно. Формально никаких допустимых норм содержания алкоголя в крови или в выдыхаемом воздухе для летчиков и авиадиспетчеров нет, то есть действует такое же требование нулевого содержания алкоголя. Однако сама процедура контроля у летчиков и авиадиспетчеров на поверку значительно более либеральна.
«Перед началом работы у летного состава и диспетчеров врач обязательно проверяет только пульс. Если пульс повышен, то при необходимости замеряется давление. Если врач фиксирует повышенный пульс и давление, то далее следует измерение температуры тела, чтобы определить признаки возможной простуды или другого заболевания. Если температура тела не повышена, то далее следует предложение подуть в трубочку для проверки содержания алкоголя или анализ крови с той же целью», – говорит президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев.
Процедура контроля локомотивных бригад на железнодорожном транспорте также выглядит более мягкой, чем у водителей автомашин. Для машинистов и их помощников тоже формально действует требование нулевого содержания алкоголя в крови. Однако никто не сует им в рот алкотестер на пороге депо. «Допуск к работе локомотивной бригады дает медик, который расспрашивает машинистов об их самочувствии и готовности к работе. При этом возможно измерение кровяного давления. И только если медик видит явные признаки алкогольного опьянения, машинисту или его помощнику могут предложить пройти проверку на алкотестере или более детальное освидетельствование в наркодиспансере или другом медучреждении», – рассказал «НГ» представитель Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников. Реалии же таковы, что не во всех депо имеются алкотестеры.
То же самое можно сказать и в отношении кораблей ВМФ. Процедура медосвидетельствования командиров кораблей и боевых частей, как стоящих у причальной стенки, так и находящихся в дальних походах, уставами не прописана. Более того, экипажам подводных лодок вино положено по нормам довольствия. Просто без алкоголя организм перестает работать должным образом. Получается, что принявший «наркомовский» бокал сухого красного вина командир атомной субмарины для национальной безопасности представляет меньшую опасность, чем водитель «Жигулей», у которого содержание эндокринного алкоголя при проверке оказалось чуть выше нормы.