Аграрии Евросоюза пострадали от неурожая.
Фото Reuters
Вслед за Россией и рядом стран Восточной Европы, агропром которых сильно пострадал этим летом от засухи, Евросоюз прогнозирует существенное снижение объемов нового урожая. Европейцев готовят к возникновению напряженности на потребительском рынке, вплоть до возможной нехватки отдельных продуктов питания. Нашей стране, по мнению экспертов, также не избежать негативных последствий. Хотя дефицита продуктов не предвидится, но цены на них вырастут. В частности, может быть запрещен экспорт зерна с целью обеспечить стабильность цен на внутреннем рынке.
Вчера Всемирный совет по зерну (ВСЗ) поделился первыми данными о значительных потерях урожая в странах Евросоюза. По оценкам ВСЗ, потери пшеницы во Франции могут составить до 10% по сравнению с прошлогодним урожаем. В Германии погибло до 20% урожая ячменя, в Италии – до 15% помидоров, в Польше – до 20% зерновых и 10% овощей. «Ситуация усложняется. Никто не может сказать, как долго продлится этот природный феномен», – констатируют эксперты ВСЗ.
В связи с этим в Евросоюзе не исключают возникновения напряженности на потребительском рынке и даже возможную нехватку некоторых продуктов питания. Примечательно, что российские власти об этом пока прямо не говорят. И это несмотря на то, что потери урожая зерновых и других сельхозкультур в странах ЕС все-таки ниже, чем в нашей стране. Однако поведение импортеров подтверждает худшие опасения независимых экспертов. Так, отмечено, что некоторые страны, последние годы покупавшие пшеницу в России, Казахстане и Украине, переключаются на других поставщиков. Так, Индонезия вынуждена искать поставщиков зерна в США и Австралии.
Для российских производителей зерна это плохой знак. Как известно, именно возможность заработать на экспортных поставках при низких внутренних ценах на зерно позволяла им оставаться на плаву. Зерно на экспорт пока идет, несмотря на прогнозы Минсельхоза о снижении урожая текущего года, говорит вице-президент Зернового союза Александр Корбут. По его словам, есть два варианта полного прекращения экспорта – в случае если внутренние цены на зерно будут выше мировых или если будет принято решение о запрете вывоза зерна за рубеж.
По прогнозу Международной зерновой компании (МЗК), которая является российским подразделением одного из крупнейших мировых трейдеров Glencore, урожай зерна в России может составить всего около 65 млн. тонн. В то же время Минсельхоз 3 августа понизил официальный прогноз урожая зерна до 70–75 млн. тонн. Переходящие запасы зерна составляют около 20 млн. тонн, а потребление его внутри страны оценивается в пределах 75 млн. тонн в год. Таким образом, даже если исходить из более оптимистичного сценария Минсельхоза, Россия уже сегодня практически исчерпала возможности для экспорта зерна. В свою очередь, независимые эксперты не исключают дефолтов по поставкам зерна отечественных компаний-экспортеров, если правительство все-таки введет запрет на вывоз. Если этого не произойдет, то объемы экспорта российской пшеницы могут снизиться с 21 млн. тонн до 5–8 млн. тонн.
Исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов младший уверен, что дефицит продуктов питания России не грозит. Но цены на них существенно вырастут. Продовольственная инфляция в нашей стране почти всегда превышала рост потребительских цен, напомнил эксперт. В 2008 году, например, она росла двузначными темпами. Сейчас рост цен на продукты питания замедлился. Изменения показателей июня 2010 года к июню 2009 года составили всего 4,5% при общей инфляции 5,8%. Однако из-за засухи, неурожая цены в продуктовых магазинах могут снова пойти вверх. «В ближайшее время продуктовая инфляция начнет разгоняться, что внесет ощутимую лепту в общий индекс инфляции в России в этом году», – полагает Сизов.