Колодезная вода из-за засухи становится все менее доступной.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Аномальная жара не только губит урожай в европейской части России, но и иссушает источники водоснабжения. К традиционно маловодным регионам, таким как Кубань, Калмыкия, Курганская, Оренбургская и нижневолжские области, испытывающим дефицит воды практически ежегодно, сейчас присоединяются новые – такие как Татарстан, Удмуртия и т.д. Эксперты пока не берутся предсказать объемы водных потерь этого года, но успокаивают тем, что водные запасы России – одни из самых крупных на планете. Между тем в мире существуют технологии, позволяющие оперативно обеспечивать питьевой водой любые регионы, где появляется проблема ее нехватки.
«В глобальном плане дефицит воды – это почти навсегда, – категорично заявил вчера директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. – При этом сам объем воды на земном шаре остается постоянным, но вот количество экономически доступной воды в мире стремительно уменьшается из-за крайне нерационального ее использования. Там, где она была пресной, она становится загрязненной настолько, что иногда легче и выгоднее опреснять морскую воду, нежели очищать пресную».
Что же касается России, то из-за засухи и многократного роста потребления наблюдается серьезная нехватка воды в различных регионах. Причем перебои с водой начались не только в сельской местности, где повсеместно пересыхают колодцы, но даже и в городах – из-за продолжающегося падения уровня воды в водохранилищах.
«На скважинах глубиной 40–45 метров вода остается, но большинство более мелких колодцев, расположенных, как правило, в российских деревнях на глубине 10–15 метров, уже пересохли, – отмечает он. – Поэтому воду приходится возить, а транспорта и средств, как обычно, не хватает». При этом предсказать, какой объем годового речного стока будет в этом году в России, эксперт не может. «После засухи могут пойти дожди, и результат по году может оказаться вполне нормальным», – отмечает Данилов-Данильян.
Тем временем ситуация с водой обостряется. Сегодня уже около половины из 45 муниципальных образований Татарстана испытывают дефицит питьевой воды, нехватка которой в масштабах республики составляет 25 тыс. кубометров в день. Кроме того, как отмечают республиканские чиновники, ежедневно уровень воды в самом крупном в Европе – Куйбышевском водохранилище снижается на 3–5 см. Сейчас он составляет 51,21 м при нормативном подпорном уровне 53 м, навигационном – 49 м и минимальном (так называемый мертвый горизонт) – 45,6 м. Основная причина маловодья – отсутствие хороших дождей и слишком большая площадь испарения. Приток воды в Волжско-Камский каскад в мае оказался минимальным за последние 17 лет, и по прогнозу в июле–августе он будет на 25–40% ниже значений за последние 10 лет. Страдает от жажды и Удмуртия. Как заявил на прошлой неделе республиканский министр строительства, архитектуры и жилищной политики Александр Ходырев, в городах Воткинск и Можга «население ощущает дефицит воды в связи с перерывами водоснабжения в течение суток».
Между тем в мире есть технологии, фактически снимающие проблемы снабжения качественной питьевой водой, в том числе и за счет эффективной очистки как загрязненной пресной, так и морской воды. В частности, в Соединенных Штатах, которые на днях заявили о намерении оказать помощь Пакистану, пострадавшему от наводнения и испытывающему нехватку питьевой воды, поставками специальных установок. Сегодня целый ряд западных компаний производит эффективные локальные системы водоснабжения и водоподготовки, которые располагаются в том числе на базе грузовых автомобилей. Одна из таких мощных мобильных установок способна давать 3 тыс. галлонов (около 12 тыс. литров) питьевой воды в час. Или обеспечивать потребности свыше 100 тыс. человек, если рассчитывать на потребность в питьевой воде в 2 литра в сутки.
Впрочем, неизвестно, насколько такой опыт применим в России, где легких путей искать не принято, несмотря на тот факт, что качество водоснабжения довольно низкое и треть населения по-прежнему пьет плохую воду. По данным ГНЦ «НИИ ВОДГЕО», на большинстве эксплуатируемых централизованных водопроводов вода не соответствует санитарным нормам и правилам. Свыше 70% водоводов и разводящих сетей находятся в ветхом состоянии. И цена вопроса – запредельная, поскольку, как отмечают экономисты, на восстановление и модернизацию отечественных систем водоснабжения требуется порядка 650 млрд. руб. В нынешних условиях выделение таких средств выглядит явно проблематично.