Русским отдыхающим пришлось по душе египетское соотношение цены и качества.
Фото Евгении Штоколовой (НГ-фото)
Граждане России снова готовы тратить деньги на заграничный отдых. Но при этом они выбирают направления, наиболее оптимальные по соотношению цены и качества. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), по итогам первого полугодия текущего года турпоток из России в Египет увеличился на 70%, или почти на 600 тыс. человек. Причины – выгодность предлагаемых Египтом туров, таинственная ситуация с турбизнесом в Турции, общее увеличение количества отдыхающих. Эксперты уверены: по итогам лета-2010 отечественная туротрасль может выйти на докризисный уровень. Правда, супервыгодные предложения могут оказаться дорогой в пирамиду, но не египетскую, а финансовую.
Судя по всему, кризис – по крайней мере в головах наших соотечественников – почти закончился. Если раньше экономия, обусловленная тяжелым финансовым положением, проявлялась в полном отказе от заграничного отпуска, то теперь она выражается в выборе наиболее оптимальных по соотношению цены и качества направлений. Именно на этом пытаются сыграть сегодня туркомпании, для которых на повестке дня стоит не получение сверхприбылей, а возможность стабильного существования на рынке. Поэтому одни страны и принимающие туроператоры смягчают свою ценовую политику. Пример – Греция, стоимость туров в которую снизилась более чем на 20%. Другие упрощают визовый режим. Пример – Испания, предоставляющая мультивизу, по которой в течение полугода можно в неограниченном количестве посещать и Испанию, и другие страны Шенгенской зоны. Как объясняет исполнительный директор туристической компании ТТ-ВКО (TUI Russia & CIS) Наталия Головленкова, «увеличение количества выезжающих на отдых идет сейчас в основном за счет той категории клиентов, которые выкупают бюджетные туры и туры средней стоимостной категории». Разный по объему прирост туристического потока наблюдается сегодня в Египет, Турцию, Хорватию, Венгрию, Болгарию, Чехию и, несмотря на политические волнения в этих странах, в Грецию и Испанию. А также по таким традиционно зимним для россиян направлениям, как Таиланд, Индия, Доминикана, Карибские острова.
В итоге многие аналитики – например, из Российского союза туриндустрии (РСТ) – отмечают, что в 2010 году туристическая отрасль начала активно оживать. Летний сезон 2009 года показал падение выездного туризма примерно на 16–17%. По итогам же этого лета прогнозируется почти 15-процентный рост выездного туризма. «По очень осторожным прогнозам, мы можем приблизиться к показателям 2008 года – одного из самых успешных для отрасли за последние несколько лет», – полагает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. «Экономическая ситуация в стране выравнивается. Удовлетворив повседневные нужды, россияне планируют свои отпуска, заказывают туры», – добавляет Головленкова.
Эти выводы подтверждаются и последними данными по туристическому потоку из России в Египет – традиционно одно из самых популярных направлений для наших соотечественников. По данным АТОР, за первые шесть месяцев этого года поток россиян в Египет увеличился почти на 70%, достигнув уровня в 1,5 млн. человек, что почти на 600 тыс. больше, чем за аналогичный период 2009 года. Комментируя эти цифры, Ломидзе сказала, что, с одной стороны, сейчас турпоток увеличивается по всем направлениям. С другой стороны, Египет привлек больше туристов как раз оптимальным соотношением цены и качества. Многие предложения Египта оказались на 15–20% дешевле, чем аналогичные предложения Турции, поэтому туда поехали с семьями и на длительный срок. Про Турцию же, которая уступила свое лидерство Египту, Ломидзе сделала небольшое интересное отступление: «В этой стране, видимо, что-то произошло. Но я пока не знаю – что, это предмет отдельных размышлений аналитиков. Турция тоже наращивает свои обороты, но все-таки это отнюдь не 70%, а, дай бог, 20%». Кстати, тревожная ситуация с туристическим бизнесом в Турции открыто дала о себе знать несколько недель назад, когда один из крупнейших местных туроператоров – «Карья Тур» – объявил о приостановке своей деятельности. Число пострадавших туристов составило почти 4 тыс. человек.
Вполне логично, что банкротство одного крупного туроператора влияет на весь туристический сектор. Как говорит вице-президент РСТ Юрий Барзыкин, «ожидания, что и в России начнутся крупные банкротства, были. Но пока они не оправдались. Просто сама отрасль стала осторожнее». «Пока ничто не предвещает неприятностей для российских туристов, я имею в виду банкротство принимающего оператора, принимающей стороны, из-за которой наши туристы могут быть не заселены, выселены, выкинуты на улицу, – успокаивает Ломидзе. – Пока у нас нет сигналов, говорящих о том, что кто-то из партнеров наших компаний испытывает серьезные сложности». Однако, добавляет она, туристический рынок – один из самых уязвимых, и все, что происходит в мире, в любой сфере так или иначе затрагивает именно туристическую отрасль. «Поэтому, конечно, вероятность новых банкротств сохраняется. И никто не может сказать, где подстелить соломку».
Эксперты указывают также и на опасность, подстерегающую россиян не только со стороны принимающей стороны, но и со стороны отечественных агентств. Как ранее пояснил Интерфаксу гендиректор юридического агентства «Персона грата» Георгий Мохов, число вновь открывающихся турагентств в России снова стало быстро увеличиваться. И вероятность фиаско для новичков велика: если в 2006–2008 годах она составляла 30%, то сейчас – 50%. «Для развития качественного туристического сервиса места на нашем рынке достаточно, новички вполне могут процветать на рынке, но их губит отсутствие опыта: расчеты на быструю окупаемость, неумение выстроить бизнес на перспективу, проблемы с партнерами, – перечислил он. – Туристический бизнес открыть гораздо легче, чем продуктовую палатку. Для начала работы офиса достаточно 500–600 тысяч рублей, на них можно продержаться в течение года, когда пойдет уже какая-то отдача от бизнеса. Это-то и привлекает новичков».
Как уточняет, в свою очередь, Барзыкин, сегодня вопреки оптимистичным ожиданиям россиянам в любом случае надо сохранять бдительность и игнорировать супервыгодные спецпредложения. Как раз для того, чтобы не повторить на собственном примере судьбу клиентов «Карья Тур».