Чиновники пришли к выводу, что принятый в начале июля Закон «О микрофинансовой деятельности» все-таки будет иметь положительные последствия. В частности, небанковское кредитование наконец-то станет абсолютно легальным и прозрачным, а стартапы и малый бизнес – особенно в отдаленных регионах страны – получат необходимую финансовую поддержку. Однако эксперты видят в документе некоторые шероховатости: развитие регионального бизнеса и полная легализация микрофинансовых организаций – это как раз необязательное следствие закона.
Вчера Минфин, Минэкономразвития (МЭР) и участники финансового рынка обсудили последствия принятого в начале июля Закона «О микрофинансовой деятельности», который вступит в силу через полгода. Под микрофинансовой деятельностью понимается предоставление юридическими лицами – микрофинансовыми организациями – займов, не превышающих сумму в 1 млн. руб, представителям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям. Цель закона – окончательная легализация этой деятельности, введение механизмов ее госрегулирования, определение порядка предоставления организациям статуса микрофинансовых.
То есть речь идет о попытке создать в стране легальные, надежные и удобные механизмы кредитования малого бизнеса на относительно небольшие суммы. Как пояснил «НГ» юрист компании Penny Lane Realty Сергей Поправка, основными потребителями микрозаймов являются в первую очередь представители торговли и сферы мелких услуг.
Для малого бизнеса данный закон – исторический документ, заявил вчера директор департамента развития малого и среднего бизнеса МЭР Андрей Шаров. «Сейчас есть Гражданский кодекс, он позволяет предоставлять кредитные ресурсы юридическим, физическим лицам. Есть также закон о банках, он говорит, что систематическое кредитование – это суть банковской деятельности. И представьте себе, что все микрофинансирование держится сейчас в стране лишь на одном письме Центробанка, который признает микрозаймы небанковской деятельностью, – сокрушался он. – Если эта позиция завтра поменяется, то у нас вне закона окажутся все микрофинансовые организации». Речь может идти как минимум о 400–500 организациях.
С одной стороны, закон, по мнению представителей ведомств, создает инвесторам комфортные условия для вложения средств в сферу небанковского кредитования. Спрос на микрозаймы в стране, по словам Шарова, сумасшедший и удовлетворяется сейчас лишь на 10–15% при ежегодной потребности в микрофинансовых ресурсах в 250–300 млрд. руб.
С другой стороны, закон напрямую помогает малому бизнесу. «Не секрет, что банки неохотно кредитуют стартапы, – объясняет Шаров. – Закон же поможет финансировать стартапы и те предприятия, которые создаются безработными в рамках государственной поддержки».
Еще одно положительное следствие нового законодательства – стимулирование развития бизнеса в отдаленных уголках страны. «Для того чтобы у нас сформировалась полноценная возможность для предпринимателя начать свое дело в России, необходимо, чтобы такая возможность была у него везде. И в малых городах, и в крупных, и в деревнях. Иначе наше разделение на богатых и бедных, на развитые и неразвитые регионы никогда не закончится, этот разрыв будет только нарастать. Первая основная задача микрофинансирования – развитие финансовой инфраструктуры в сельской местности и малых городах», – обратил внимание президент Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Михаил Мамута. «Поэтому мы надеемся, что закон окажется хорошим подспорьем для развития малого бизнеса за пределами мегаполисов», – тут же добавил замглавы Минфина Алексей Саватюгин.
В то же время, по мнению некоторых представителей банковского сектора, есть у данного закона и свои шероховатости. «В какой-то степени микрофинансовые организации создадут конкуренцию кредитным банковским организациям. Потому что та часть банков, которые находятся ниже среднего уровня, будет испытывать нарастающее давление теперь и со стороны микрофинансовых центров. Ведь к таким центрам не предъявляются требования по минимальному капиталу», – отмечает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Хотя в то же время он попытался разграничить сферу деятельности банков и микрофинансовых организаций: «Микрофинансовые центры просто подготавливают клиентов для кредитования большего, уже банковского масштаба».
Другая проблема, на которую указал президент УК «Центр микрофинансирования» Павел Сигал, состоит в том, что вовсе не обязательно легализация и стимулирование микрофинансовой деятельности помогут развитию бизнеса в удаленных регионах страны. «Да, микрофинансирование востребовано и в малых, и в больших городах. Но сейчас основная масса микрофинансовых организаций сосредоточена в европейской части России и на Урале. И почти никак эта сфера не представлена в более сложных регионах с маленькой плотностью населения – в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. В эти регионы микрофинансовые организации без господдержки не пойдут, это надо понимать», – сказал он.
Также Сигал обратил внимание на интересную российскую особенность. «Если на Западе микрофинансирование – это борьба с нищетой, то в России это - программа организации доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам».
Наконец, Мамута не исключил, что после вступления закона в силу некоторые организации будут по какой-то причине не заинтересованы в том, чтобы стать легализованными и прозрачными.