Чиновники успокаивают население: несмотря на засуху, хлеба в России хватит и для внутреннего потребления, и для экспорта. Об этом заявил вчера Российский зерновой союз (РЗС). В то же время вчера Минсельхоз США в противовес Минсельхозу РФ снизил прогноз производства пшеницы в России на этот год до 53 млн. тонн. В РЗС обещают: наблюдаемый рост отпускных цен на зерно не приведет к удорожанию хлеба. Эксперты же считают иначе. Если дорожает зерно, то дорожает и хлеб. Если дорожают комбикорма, то дорожает и мясо с молоком.
Как заявил вчера президент РЗС Аркадий Злочевский, нынешняя засуха затронула многие регионы Поволжья и центра России. По его словам, такие аномально высокие температуры наблюдаются на территории страны впервые за последние 130 лет.
«Засуха, конечно, не новость для России. Она случалась и раньше, – отметил аграрий. – Но обычно она затрагивает только часть посевов в каких-то регионах – либо озимые, либо яровые. А в этом году она затронула и те, и другие. То есть не вызрело ничего». В итоге на текущий момент погибло около 9 млн. га посевных площадей. «Это очень много, – сказал Злочевский. – Однако нельзя забывать, что всего посевных площадей у нас 48 миллионов гектаров».
При этом он согласился с уточненными прогнозами Минсельхоза РФ, согласно которым Россия соберет в 2010 году около 85 млн. тонн зерна. Но Злочевский не исключил, что если засуха в некоторых регионах продолжится, то доля пострадавших посевов увеличится и этот прогноз может быть скорректирован в сторону понижения. Однако оснований для паники нет никаких, считают в РЗС. «В любом случае валовый сбор будет выше внутреннего потребления, которое в России не превышает 77 миллионов тонн. Кроме того, в стране рекордные переходящие запасы – по состоянию на 1 июля 2010 года в закромах лежит 24 миллиона тонн. Это зерно, которое мы не съели с прошлых лет, – утверждает Злочевский. – Мы сохраняем общий потенциал ресурсов на следующий сезон, его хватит и на удовлетворение всех внутренних потребностей, и на обеспечение еще 20 миллионов тонн экспорта. Не стоит забывать также, что у нас есть и традиционный импорт, например, из Казахстана». По прогнозам союза, на 1 июля 2011 года переходящие запасы могут уменьшиться до 12 млн. тонн, но это все равно будет соответствовать международным продовольственным нормам.
Главный вывод Злочевского состоит в том, что цены на хлеб для простых россиян не изменятся. «Отпускные цены зерна на ситуацию с засухой отреагировали мгновенно. И уже растут. Пока не очень серьезными темпами – порядка 100 рублей в неделю за тонну, но тенденция наметилась, – обратил внимание аграрий. – Однако цена на хлеб не зависит и никогда не зависела от цен на зерно». Два года назад доля зерна в стоимости хлеба составляла 23,5%. С тех пор цены на зерно обвалились в 2,5 раза, но цена на хлеб «не изменилась ни на копейку». «Сейчас доля зерна в стоимости хлеба составляет 9%, ну и о чем мы говорим?» – резюмировал он.
Между тем вчера стало известно, что Минсельхоз США, снизивший в июне прогноз производства пшеницы в России в этом сельхозгоду (июль 2010 – июнь 2011) до 57,5 млн. тонн, в июле вновь уменьшил свою оценку – уже до 53 млн. тонн. В докладе американского ведомства отмечается, что прогноз для России снижен из-за засухи, поразившей ряд зернопроизводящих регионов.
Поэтому у многих независимых экспертов вызывает удивление такой необоснованный оптимизм российских чиновников. Хотя бы уже потому, что точный ущерб от засухи российскими ведомствами до сих пор не подсчитан. В итоге, любое заявление российских чиновников сейчас больше похоже на гадание на кофейной гуще.
«Мы видим сокращение российского экспорта в 2011 году, существенное сокращение переходящих запасов зерна, определенные проблемы в животноводстве и очень серьезный отход от провозглашенных ранее планов по наращиванию производства зерна на ближайшие два года», – говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Причем, как отметил эксперт, даже если сейчас пойдут дожди на европейской территории России, они уже не улучшат ситуацию с зерновыми культурами.
Также эксперты обращают внимание на «особую закономерность» цены на хлеб. Как пояснил Рылько, «у нас обычно цены на хлеб не очень сильно зависят от цен на зерно – в том смысле, что если цены на зерно падают, хлеб не дешевеет. Однако если цены на зерно растут, хлеб дорожает. Есть такая особая закономерность». Так что оптимизм чиновников оправдан не всегда.
Однако эксперт уточняет, что при росте цены на зерно не стоит ожидать все-таки слишком стремительного удорожания хлеба. Если же говорить о мясе и молоке, то, по словам Рылько, доля комбикормов в цене животноводческой продукции составляет 60–70%. «Это много, – заметил он. – Так что будем смотреть, что из этого получится».
Наконец, эксперты говорят об еще одном последствии засухи. «В сложившихся условиях аграрии вновь столкнутся с проблемой погашения взятых под будущий урожай кредитов и финансовых обязательств», – обращает внимание президент агропромышленной корпорации «Стойленская Нива» Дмитрий Древлянский.
Примечательно, что эти вопросы обсуждались вчера и на президиуме правительства. Так, премьер-министр Владимир Путин дал указание Росстрахнадзору взять под контроль ситуацию со страховыми выплатами сельхозпроизводителям. Также он поставил задачу перед профильными ведомствами проработать вопрос субсидирования закупок кормового зерна, чтобы в условиях засухи не уничтожалось поголовье скота.