Проект транспортировки российской нефти по болгарской территории в скором времени будет окончательно похоронен. Об этом заявил болгарский премьер Бойко Борисов в опубликованном вчера интервью британской Financial Times (FT). При этом, как отмечают эксперты, жалеть о нем не будут обе стороны. Остается вопрос – зачем затевалось строительство, учитывая высокие ставки за транзит.
Болгария «больше не заинтересована» в реализации проекта строительства нефтепровода Бургас–Александруполис, по которому российская и среднеазиатская нефть должна была поступать в Европу, минуя Босфор и Дарданеллы. В интервью FT Бойко Борисов дал понять, что Болгария намерена выйти из трехстороннего соглашения (Россия, Турция, Болгария) о сооружении этого нефтепровода по экологическим соображениям.
Как пояснил Борисов, на это решение руководства республики повлияла недавняя авария на нефтяной платформе британской компании ВР в Мексиканском заливе, серьезные экологические последствия которой не удается ликвидировать до сих пор. «После разлива нефти в Мексиканском заливе я не думаю, что будет безопасным для нефтяных танкеров разгружаться на прибрежном терминале в районе, являющемся основным для нашей туристической отрасли, – сказал он. – Этот нефтепровод будет приносить не более 35 миллионов евро в год в качестве платы за транзит, но он поставит под угрозу наши ежегодные доходы в 10 миллиардов евро, получаемые от туризма».
В июне Борисов уже заявлял, что София не будет участвовать в строительстве этого нефтепровода, однако затем уточнил, что правительство страны еще не приняло окончательного решения на этот счет и будет ждать результаты экологической экспертизы. Сегодня эксперты почти единодушно считают, что окончательное – негативное – решение болгарской стороной уже принято. И если по вопросу строительства «Южного потока» болгары сумеют добиться для себя преимуществ, то по нефтепроводу вряд ли.
В частности, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что отказ Болгарии от нефтепровода можно считать практически окончательным. «Во-первых, все опросы общественного мнения и референдумы показывали, что население страны категорически против его строительства, – отмечает он. – Во-вторых, проект изначально был невыгоден Болгарии, поскольку контроль над ним – 51% – принадлежал альянсу трех российских госкомпаний – «Транснефти», «Газпром нефти» и «Роснефти».
Впрочем, последствия для России в результате отказа болгарских партнеров от этого проекта будут минимальными, считает аналитик.
«Есть ощущение, что идет торг. Но не совсем понятно, на что рассчитывают болгары, – отмечает руководитель отдела инвестиционного анализа ИК «Универ» Дмитрий Александров. – Если по экспорту газа у России обходных маршрутов нет, а потому можно торговаться по ценам и т.д., то с нефтью ситуация другая». Например, российско-турецкий проект строительства нефтепровода Самсун–Джейхан. «Риска, что будут какие-то срывы по нему, пока нет, – уверен аналитик. – К тому же стоимость транзита нефти по трубопроводу Самсун–Джейхан оценивалась в 1 доллар за тонну, транспортировка сырья морским путем – через проливы – 4 доллара. Тогда как по маршруту Бургас–Александруполис – порядка 7 долларов. Так что отказаться от него Россия сможет безболезненно».