0
4064
Газета Экономика Интернет-версия

01.07.2010 00:00:00

Почему вино в России в шесть раз дороже, чем в Европе

Тэги: вино, цены, фас


Изменить положение, при котором цена вина в стране-производителе оказывается в пять-шесть раз ниже, чем на российских магазинных полках, власти объяснить пока не в силах. Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила неутешительные выводы о рынке импортного вина в РФ. Монополизма на рынке нет, однако цены по сравнению с европейскими странами – запредельные. По мнению руководства ФАС, необходимые рычаги для исправления ситуации появятся у него лишь 30 июля, когда окончательно вступит в силу новое законодательство о торговле. Эксперты же считают, что власти лукавят – для снижения цен достаточно было бы снизить импортные пошлины и акцизы.

«На рынке оптовой продажи вина нет и не может быть проявлений монополистической деятельности. Он так устроен, что возможностей для злоупотреблений практически нет. Здесь больше 200 игроков, каждый из которых копает свою поляну», – заявил вчера замруководителя ФАС России Андрей Цыганов. ФАС подводит итоги первого этапа исследования рынка импортного вина в стране. Изучение ассортимента крупнейших оптовых компаний показало, что все импортеры сотрудничают с иностранными производителями вина на условиях эксклюзивных контрактов. Никто из оптовых компаний не доминирует на отечественном рынке, а значит, нет и предпосылок для установления ими монопольно высокой цены в этом звене. Тем не менее цена импортного вина в торговых сетях в пять-шесть раз превышает стоимость продукта у производителя.

Например, согласно данным организаций национального статистического учета Франции, в 2009 году средняя цена одного литра вина у производителя составила 0,68 долл. Тогда как Росстат дает сведения о том, что средняя стоимость одного литра вина в стране в том же году была уже 1,78 долл. По данным ФАС, причина аномально высоких цен – длинная цепочка накруток. Розничная наценка в зависимости от ценового сегмента составляет от 46 до 51%, прибыль оптовика – от 15 до 18%, таможенная пошлина – 4–5%, затраты на доставку и страховые платежи – 1–8% и т.д. Но за счет чего можно снизить цены – большой вопрос, ответа на который ФАС пока не имеет.

«По нашим данным, в результате промоакций торговые сети снижают цену где-то на 15%», – уточнил Цыганов. Наверное, это и есть один из резервов. «Впрочем, речь не идет о том, что цены будут снижены в разы. Скорее, будет происходить разделение доходов», – оговорился он.

Но пока рычагов воздействия на продавцов у антимонопольщиков, по их собственному мнению, недостаточно. «В законе о торговле есть ряд норм, содержащих антимонопольные требования, и все эти положения вступают в силу с 30 июля, – отметил Цыганов. – Тогда у нас появится возможность не только изучать ситуацию на этом рынке, но и пресекать любые злоупотребления. Имеются реальные обстоятельства, которые позволяют говорить о том, что вино для российских потребителей может стать дешевле».

Признавая парадоксальность ситуации на российском винном рынке, глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз выхода из нее пока не видит. «Цепочка ценообразования в России довольно проста: импортер-поставщик берет себе 20–30% на поставке, плюс свои проценты – около 50 – берет дистрибьютор, свой интерес должна взять и розница, а это еще 30–35%, – перечисляет он. – Иногда цепочка еще длиннее, когда у импортера товар берет региональный оптовик (это еще 20–25%), плюс магазины, которые тоже торговать в убыток себе не будут и накинут свои 20–25%. В результате пяти-шестикратная стоимость импортного вина – нормальная ситуация».

Отвечая на вопрос «НГ» о том, какие механизмы есть у власти, Цыганов ответил коротко: «Это прежде всего снижение наценок и сокращение административных барьеров». С этим согласен и управляющий партнер компании Stas Marketing Partners Андрей Стась, который уверен, что повлиять на ситуацию государство может, причем рычаги воздействия – снижение импортных пошлин и акцизов, которые взимаются не с цены продукции, а с ее объема.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1830
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3818
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2869
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2342

Другие новости