Так видится конструкторам схема работы плавучей АЭС.
Россия, хорошо известная миру как крупнейший владелец энергоносителей, вчера совершила серьезный, сугубо технологический прорыв в сфере энергообеспечения. Со стапелей Балтийского завода в Санкт-Петербурге, входящего в состав верфей ОПК, сошла первая в стране и мире плавучая атомная электростанция (ПАТЭС). Это стало весьма значимым событием и в целом в энергетической, и непосредственно в атомной отрасли. Достаточно упомянуть хотя бы о том, что проект создания ПАТЭС является единственным на сегодня подобным проектом, который лицензирован МАГАТЭ. Поэтому вполне объяснимо, что заинтересованность в ПАТЭС выражают многие страны, входящие в клуб ядерных держав.
Причин для заинтересованности много. И для достойного жизнеобеспечения северных районов, и тем более для освоения заполярных месторождений необходима инфраструктура, и прежде всего инфраструктура энергетическая. В этой ситуации в России и было найдено остроумное решение – не возводить годами стационарные электростанции, а развернуть подвижную сеть плавучих атомных электростанций отечественного производства.
Одним из важнейших плюсов ПАТЭС является их экологичность. Они не наносят вреда окружающей среде: их нужно привезти на место, поставить и после эксплуатации увезти. После плавучей АЭС не остается никаких следов ни в воде, ни на побережье. Кроме того, станция работает полностью в замкнутом режиме. Для обслуживания и «стыковки» станции для обеспечения электроэнергией населенных пунктов и промышленных предприятий не требуются никакие береговые сооружения.
Нельзя не упомянуть и о верном выборе предприятия для непосредственного создания ПАТЭС. Балтийский завод, входящий в судостроительную структуру Объединенной промышленной корпорации, является одним из лидеров нашей судостроительной отрасли.
Особенно важен фактор существования Балтийского завода именно в судостроительной системе ОПК, в которую также входят «Северная верфь» и конструкторское бюро «Айсберг». Все надводные суда, построенные в Советском Союзе и Российской Федерации с установками, аналогичными примененным на ПАТЭС, построены на верфях ОПК. Контракт между ОПК и ОАО «Концерн «Энергоатом» был подписан в Санкт-Петербурге 27 февраля 2009 года, и до 2015 года всего планируется построить семь ПАТЭС.
На сегодняшний день наиболее вероятными площадками, где могут быть использованы ПАТЭС, являются Вилючинск (Камчатка) и Певек (Чукотка). Не исключено также применение ПАТЭС при разработке месторождений нефти и газа. В частности, проектом создания плавучих атомных станций малой мощности заинтересовался «Газпром», который рассматривает возможность использования плавучих атомных энергоблоков для энергообеспечения процессов добычи и транспортировки газа – в частности, для энергоснабжения освоения Штокмановского месторождения, на отдаленном перерабатывающем комплексе, на полуострове Ямал.
Кстати, именно «газовый» флот необходим стране не меньше ПАТЭС, и его создание не за горами. Вчера стало известно, что «Газфлот» планирует заключить с судостроительными структурами ОПК – Балтийским заводом и «Северной верфью» – ряд договоров на строительство плавучих буровых платформ, судов снабжения и портового технологического флота, по итогам проводимых «Газпромом» конкурсов.