Александр Лукашенко стоит на своем.
Фото Reuters
Вчера противостояние в газовой сфере между Москвой и Минском вступило в новую фазу. Белоруссия, заплатив за поставки топлива по новым расценкам, грозила полным прекращением транзита газа в Европу, если «Газпром» не рассчитается за прокачку топлива по новым, значительно более высоким тарифам. Между тем концерн погасил долг перед Белоруссией по старым ставкам, отказавшись выполнить ультиматум Минска, пока внутренние цены на газ в Белоруссии не будут разморожены, что и предполагает действующий контракт. Эксперты называют происходящее газовой войной, развязанной ради достижения эфемерных политических целей.
Белоруссия хочет поднять ставку транзита, но не выполняет условий ее повышения, заявил вчера журналистам официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. По его словам, в контракте оговорена базовая ставка за транзит в размере 1,45 долл. за 1 тыс. куб. м на 100 километров. При создании совместного предприятия на базе «Белтрансгаза» была предусмотрена возможность увеличения размера этой ставки до 1,74 долл. в 2009 году и 1,88 долл. в 2010 году. Но это было увязано с увеличением оптовой надбавки на газ, реализуемый «Белтрансгазом» на местном рынке до 10,47 долл. на 1 тыс. куб. м в 2009 году и 11,08 долл. в 2010 году. Однако белорусские партнеры «Газпрома» этот перерасчет до сих пор не сделали.
«Учитывая, что эти вопросы связаны, «Газпром» был готов заплатить по старой ставке, но белорусские коллеги отказывались принимать этот платеж», – сказал Куприянов, уточнив, что «Газпром» заплатил «Белтрансгазу» 228 млн. долл. за транзит в ноябре–декабре и за первые месяцы 2010 года по базовой ставке 1,45 долл.
Между тем Минск требовал погасить долг в размере 260 млн. долл. – то есть исходя из повышенных тарифов на транзит. Впрочем, не только россияне не оправдали денежных ожиданий белорусов. Те тоже заплатили России несколько меньше, чем следовало, – «Газпром» выставил счет на 192 млн. долл., а «Белтрансгаз» оплатил только 187 млн. долл.
Последствия газовой войны ощутили европейские потребители, прежде всего Литва. Глава «Газпрома» Алексей Миллер прямо обвинил белорусов в том, что в среду и четверг они отбирали газ из транзитных поставок. «Сокращение объемов поставок из-за того, что Белоруссия залезла в экспортную трубу, достигало 20% от планового объема поставок, такую же ситуацию мы видели и сегодня», – заявил Миллер.
Однако надежды Москвы найти понимание и поддержку в ЕС в этом конфликте не оправдались. Евросоюз на сокращение поставок отреагировал очень резко и болезненно. Комиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер в среду назвал происходящее нападением на ЕС и потребовал «не пытаться вовлекать Европу в собственные проблемы». Вчера представитель Еврокомиссии Марлин Холцнер подтвердила, что «Газпром» устно уведомил Еврокомиссию об урегулировании газового спора между Россией и Белоруссией. «Официального уведомления мы пока не получали. Мы ожидаем, что объемы поставок газа европейским потребителям могут быть восстановлены, и они не должны быть затронуты спором или разногласиями относительно платы за транзит», – заявила Холцнер.
В этой ситуации премьеру Владимиру Путину вчера пришлось прибегнуть к миротворческой риторике. «Обязательства должны исполняться обеими сторонами, оплата транзита должна осуществляться в соответствии с контрактом. Вместе с тем необходимо провести переговоры, в нормальной товарищеской деловой обстановке прояснить все вопросы, которые являются спорными. В 2006 году мы подписали соответствующий контракт, он действует, если есть желание изменить эти условия, то это должно осуществляться в рамках переговорного процесса», – сказал Путин. Позже с заявлением выступил и президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Абсолютно не было причины для конфликта», – сказал он в Минске в интервью телеканалу «Евроньюс». По его мнению, «это спор абсолютно беспочвенный с позиции России».
Оценки происходящего у экспертов неоднозначны. Несколько лет назад было принято принципиальное решение перевести на рыночную основу отношения в энергетике с ближним зарубежьем. С Белоруссией был заключен контракт, и главная задача, которую ставит «Газпром» на этом этапе, – добиться от партнеров, чтобы они выполняли условия этого контракта, говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Однако в этом противостоянии компания неизбежно понесет новые репутационные потери на международном рынке. Впрочем, эксперт не исключает, что рыночные ценности для Москвы не догма. Если Минск в обмен на льготы предложит «Газпрому» какие-то новые активы, то российская компания готова будет закрыть глаза на низкую доходность СП с «Белтрансгазом».
Белорусский премьер Сергей Сидорский может начать подсчет дивидендов от газовой войны. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Конфликт возник на пустом месте по пустячному поводу. Его не было бы вовсе, если бы стороны провели взаимозачеты долгов. «Вместо этого выяснение отношений раздули до настоящей газовой войны, в ходе которой «Газпром» в очередной раз подорвал собственные позиции на европейском рынке», – считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Он убежден, что в этом случае Москва решала не столько экономические задачи, сколько сводила с Минском политические счеты. Причем не очень умело. «За последние 10 лет качество менеджмента в «Газпроме» деградировало. Руководство компании, добиваясь сиюминутных выгод, часто оказывается не способным просчитать последствия своих решений хотя бы на шаг вперед», – подчеркивает Крутихин. Именно по этой причине в череде газовых войн последних нескольких лет (с Украиной, Туркменистаном или Белоруссией) у России так мало тактических успехов, не говоря уже о стратегических победах.
Тем временем эксперты в Минске, делая выводы из очередного газового противостояния России и Белоруссии, заявляют, что необходимо «пересмотреть свою внешнеэкономическую и внешнеполитическую стратегию». Причем такие комментарии распространяет государственное информагентство БЕЛТА, которое нельзя заподозрить в оппозиционности. «Россия никогда с нами на равных говорить не будет, как бы мы ее к этому ни призывали», – цитирует БЕЛТА завкафедрой Института бизнеса и менеджмента технологий Белорусского государственного университета Георгия Грица. По его словам, Минску не следует делать ставку на сотрудничество «с этой страной». Причину ненадежности России Георгий Гриц видит в ее «имперском менталитете». «Как бы мы хорошо ни относились к России, но это веками сложилось, что Россия была империей и будет», – утверждает он. «Чтобы поменять этот имперский менталитет, наверное, не одно поколение должно смениться», – полагает эксперт. При этом он советует руководству Белоруссии «наконец от слов переходить к делу», диверсифицируя свои внешнеэкономические связи. «Если бы Беларусь, к примеру, покупала газ у Норвегии – небольшой страны, у которой нет имперского менталитета, тогда можно было бы договориться», – уверен он. По прогнозам минских наблюдателей, в ближайшее время Россия и Белоруссия, по-видимому, не намерены нагнетать страсти. А последствия газового конфликта могут проявиться к концу следующей недели, ближе к 1 июля – предполагаемому сроку вступления в силу Таможенного кодекса.
Минск