Россиянам продлили сроки сдачи своего хлама в обмен на новый.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Сегодня Минпромторг запускает второй этап программы по утилизации старых автомобилей в обмен на новые со скидкой. Как заявил вчера глава департамента автопрома Минпромторга Алексей Рахманов, первый этап программы утилизации уже успешно выполнен. Отечественные производители празднуют победу – их планы по производству автомобилей растут с каждым днем. Но эксперты задаются вопросом: смогут ли предприятия использовать передышку утилизации для организации производства более современных автомобилей по такой же приемлемой цене, как сегодняшняя «классика» АвтоВАЗа.
Минпромторг в рамках программы утилизации старых автомобилей выдал почти 200 тыс. запланированных свидетельств, сообщил вчера Алексей Рахманов: «При этом более 161 тысячи свидетельств пришлось на долю продукции АвтоВАЗа. Мы считаем программу завершенной». При этом Рахманов отметил, что в настоящее время документы по второму этапу программы согласованы с Минфином и Минэкономразвития, и для утверждения в правительстве они будут внесены в ближайшее время. Ожидается, что в рамках второго этапа будет выдано еще 200 тыс. сертификатов, а финансирование составит 10 млрд. руб.
Выступая перед журналистами, Рахманов отметил, что второй этап программы будет проходить на таких же условиях, как и первый. «Не видим никаких причин для внесения изменений», – сказал он, отвечая на вопрос о возможном изменении программы утилизации. Он пояснил, что российская программа утилизации в отличие от других стран работает не на ликвидацию товарных запасов автомобилей, а на увеличение производства российскими автопроизводителями.
Обвинения в том, что программа утилизации стимулирует покупку устаревших моделей с сомнительными экологическими показателями, в Минпромторге отвергают. «Кто-то говорит, что, сдавая старый хлам, россияне получают новый, – но это далеко не так», – утверждают в ведомстве Виктора Христенко. «Я открывал капот новой вазовской «семерки», – рассказывает Рахманов, – и нашел как минимум десять отличий от старых модификаций. Что же касается экологических проблем, то они в новых классических моделях решены на 100%». К тому же, по его словам, в нашей стране серьезной проблемой остается насыщение рынка, то есть проблема автомобилизации населения.
Согласно статистике Минпромторга, из общего числа проданных автомашин в рамках программы утилизации 10% пришлось на Москву и Санкт-Петербург, а подавляющая часть продаж – на регионы. Основную часть сертификатов в рамках второго этапа утилизации – около 70% – Минпромторг предполагает выдать в 2010 году, а оставшуюся часть – в 2011 году. «Скорее всего основной объем выданных сертификатов в рамках второго этапа придется на этот год», – сказал Рахманов.
Напомним, что в начале июня премьер-министр Владимир Путин заявил о необходимости увеличения финансирования программы утилизации автомобилей в этом году. «Считаю необходимым увеличить финансирование в этом году по этой программе еще на 10 миллиардов рублей и прошу представить предложения по плавному выходу из этой программы в следующем году», – сказал Путин, подчеркнув, что предложения должны подразумевать именно плавный выход из программы. Программа утилизации старых автомобилей стартовала 8 марта. Ранее планировалось, что она продлится до ноября 2010 года, однако теперь она действует без ограничения сроков. Граждане, сдающие старый автомобиль в утиль, покупают новый из перечня, утвержденного Минпромторгом, со скидкой 50 тыс. руб.
Благодаря помощи государства отечественные производители празднуют победу над кризисом. На фоне снижения продаж в Европе АвтоВАЗ по итогам 2010 года планирует выпустить 571 тыс. автомобилей – почти вдвое больше, чем было собрано в 2009 году (294 тыс.). Как заявил на днях президент АвтоВАЗа Игорь Комаров, сейчас его компания выпускает около 50 тыс. автомобилей в месяц и не исключается возможность дальнейшего расширения производственной программы до конца года. При этом основная причина наращивания производства – популярность правительственной программы по утилизации старых автомобилей.
Аналогичные данные приводит и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ): в мае во многом за счет госпрограммы утилизации продажи машин в России выросли на 31% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Среди самых продаваемых моделей первые четыре места по традиции удерживают «Лады».
По мнению независимых экспертов, несмотря на все сомнения, программа оказалась успешной и свою задачу выполнила. «Главная задача программы – стимулировать спрос. И даже в Европе, несмотря на все экологические аргументы, именно эта цель являлась главной, – уверен аналитик компании «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын. – Конечно, в России большая часть приобретаемых по программе утилизации автомобилей – это вазовская «классика». При этом претензии некоторых экспертов на то, что старый хлам мы меняем на новый, я не разделяю. «Классика» эксплуатируется в регионах, где покупательная способность населения довольно ограничена. И там покупка «классики» – это популярный выбор».
По мнению эксперта, прямая поддержка АвтоВАЗа денежными вливаниями обошлась бы в итоге намного дороже. А теперь руководство концерна совершенно спокойно заявляет о том, что компания не испытывает нужды в дополнительном финансировании. Это безусловный успех. «С другой стороны, встает вопрос – что же будет дальше, – говорит Козицын. – Смогут ли отечественные предприятия за счет таких программ перейти на выпуск другой продукции – по такой же приемлемой цене, как «классика», и при этом более современной – большой вопрос».