Источник: расчеты Всемирного банка
Вчера Всемирный банк (ВБ) обнародовал очередной доклад об экономике России и о путях решения ее насущных проблем. «На фоне возрастающей неопределенности в мировой экономике в России наблюдается неравномерное восстановление», – утверждают экономисты ВБ. По их расчетам, в первом квартале 2010 года в экономике вновь случился провал. Чтобы стабилизировать госбюджет и обеспечить условия для будущего роста, Всемирный банк предлагает российскому правительству повысить акцизы на алкоголь и начать адекватное финансирование транспортной инфраструктуры. Независимые эксперты говорят, что следование подобным советам в России затруднено и вряд ли принесет стране реальную пользу.
В среду в Москве ВБ представил очередной отчет о состоянии экономики России и о тех задачах, которые западные экономисты рекомендуют решить российскому правительству в первую очередь.
«На фоне возрастающей неопределенности в мировой экономике в России наблюдается неравномерный характер восстановления экономики», – отмечается в отчете ВБ. Именно из-за такой неопределенности, а также спада в первом квартале западные экономисты понизили прогноз роста российского ВВП в 2010 году до 4,5% с уже названных в марте 5,5%. При этом прогноз на 2011 год ВБ повысил с 3,5 до 4,8%.
Бюджетный дефицит, по мнению ВБ, с учетом дополнительных расходов на пенсионное обеспечение в 2010 году составит в России 4,6% ВВП против 3%, спрогнозированных в марте, а в 2011-м – 3,8% ВВП, в марте же банк полагал, что бюджет в 2011 году уже будет сбалансирован. Ухудшение прогноза по дефициту бюджета на фоне роста цен на нефть в ВБ объясняют значительными дополнительными расходами бюджета на финансирование пенсий.
И тут перед Россией встает еще одна проблема. Снижение бюджетного дефицита действительно необходимо. Однако, обращает внимание ВБ, «есть риск, что это снижение до конца 2010 года опять будет достигнуто за счет столь необходимых расходов на поддержание инфраструктуры». В итоге, как зафиксировано в отчете ВБ, в 2010 году «прогнозируется снижение государственных расходов на транспорт на 0,6% ВВП по сравнению с уже и так относительно низким уровнем 2,5% ВВП в 2009 году».
В то же время сокращение финансирования дорожного строительства для российского правительства как раз не случайно. Минфин целенаправленно перенаправляет деньги в контролируемые государством банки, пропорционально сокращая расходы на транспортную инфраструктуру. Так, бывший замглавы Центробанка Сергей Алексашенко указывает в своем блоге, что «по странному стечению обстоятельств общая сумма, полученная ВТБ, оказалась почти равной сокращению программы финансирования дорожного строительства в 2009 году с 600 до 200 миллиардов рублей».
Устаревшая и недофинансированная инфраструктура ставит под угрозу долгосрочные перспективы экономического роста России. «Для обеспечения долгосрочного роста российской экономики необходимо, наоборот, увеличивать расходы на инфраструктуру, на строительство дорог. Российские дороги в плохом состоянии. Особенно это касается быстрорастущих регионов», – заявил вчера журналистам главный экономист ВБ по России Желько Богетич. Так, согласно отчету ВБ более 70% федеральных дорог в России не соответствует минимальным требованиям по наличию дефектов. Годовой объем недофинансирования одного только ремонта и содержания дорожной сети составляет 1,2% ВВП. Именно общественная инфраструктура является ключевым фактором экономического развития страны, поэтому именно она и требует наиболее активных вложений как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса. Дороги из главной национальной беды должны наконец-то превратиться в главное национальное спасение, считает ВБ.
Об этом, видимо, подумал вчера и президент Дмитрий Медведев. Словно уже заранее ознакомившись с докладом Всемирного банка, он заявил в среду, что вопрос финансирования дорожного хозяйства еще требует серьезных корректировок. «Нашему дорожному хозяйству денег явно не хватает. Их объем абсолютно не соответствует установленным нормативам», – сказал президент и предложил «обсудить еще раз наиболее сложные вопросы», к числу которых относится «сохранение или отмена транспортного налога».
Протяженность и доля федеральных дорог, не отвечающих стандартам качества | ||
Дефекты═ | Протяженность, км | Доля, в % |
Не соответствует минимальным требованиям плавности══ | 28 500═ | 57,1 |
Не соответствует минимальным требованиям к коэффициенту сцепления══ | 24 900═ | 49,9 |
Не соответствует минимальным требованиям по наличию дефектов | 35 100 | 70,3 |
Источник: ВБ, госкомпания «Российские автомобильные дороги» |
Еще один путь спасения России – это, по мысли экономистов ВБ, повышение акцизов на табак и алкоголь. Оно не только увеличит доходы бюджета, но и, как сказал директор ВБ по России Педро Альба, «укрепит здоровье нации, сделает людей более счастливыми».
Опрошенные «НГ» эксперты отмечают, что перечисленные варианты спасения России не так плохи на словах, но труднореализуемы на практике. В частности, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев полагает, что никакое взаимодействие государства с бизнесом, в том числе иностранным, в сфере транспортной инфраструктуры не обеспечит России экономического прорыва. Хотя бы уже потому, что это взаимодействие будет затруднено коррупцией и административными барьерами. Есть у такой меры и существенные подводные камни. «Средства на строительство и ремонт автодорог правительство планирует изыскать, повысив акцизы на топливо и отменив транспортный налог. Однако эта мера серьезно ударит по пенсионерам, инвалидам, которые имели льготу по транспортному налогу, а с введением новой системы эту льготу автоматически потеряют», – поясняет эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева. Кроме того, если в России действительно удастся наладить дорожную инфраструктуру за счет притока частных инвестиций в отрасль, это снова ударит прежде всего по самим россиянам: ведь вернуть вложенные в строительство средства бизнес сможет, только сделав построенные дороги платными.
Резкий же рост акцизов на алкоголь, продолжает замначальника аналитического департамента «Арбат Капитал» Алексей Павлов, «приведет к существенному удорожанию крепких спиртных напитков, что в итоге задушит легальных производителей и приведет к расцвету теневого рынка алкогольной продукции. Так что ни о каком росте бюджетных доходов здесь говорить не приходится». За последние три года, напоминает эксперт, акцизы на крепкий алкоголь выросли на 20%, а поступления от них в бюджет снизились на 10%. Итог же таков, что россияне вряд ли станут на самом деле счастливее от предложенных Всемирным банком рецептов счастья.