Новые месторождения осваивать все труднее.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Сроки освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения не могут больше переноситься, заявил на днях глава компании Total Кристоф де Маржери на встрече с российским премьером Владимиром Путиным. Французам необходима ясность и стабильность, отмечают эксперты. При этом ссылки на сланцевое топливо, из-за которого газовые цены на мировом рынке резко снизились, уже перестают работать. Вчера польские представители, ранее оптимистично заявлявшие об отказе от российского газа в надежде на скорую разработку собственных месторождений, сообщили, что уже с октября страна будет испытывать серьезный дефицит топлива. А потому следует немедленно заключать новое соглашение о поставках с Россией.
«Необходимо, чтобы мы сохранили намеченные даты, – заявил в минувшую пятницу де Маржери на встрече с Путиным. – Нельзя больше сдвигать сроки. Возможно, потребуется ваша помощь, чтобы надавить на всех участников проекта». В свою очередь, Путин заявил, что Total всегда может рассчитывать на хорошее административное сопровождение в России и у нее есть возможность для расширения деятельности. «А что касается административной составляющей, хочу подчеркнуть, что мы поддерживаем ваши усилия по развитию деятельности на российском рынке», – сказал он.
Глава Total поблагодарил российского премьера за поддержку и отметил, что Россия использует Total в качестве примера для иностранных инвесторов, что «с Россией можно сотрудничать и можно затевать долгосрочные проекты». «Вы попросили нас сыграть эту роль, и мы готовы выполнять ее и в дальнейшем», – без обиняков заявил де Маржери.
Напомним, что Россия пытается освоить Штокмановское месторождение, запасы которого оцениваются в 3,8 трлн. куб. м, с начала 1990-х годов. Но запуск проекта неоднократно откладывался, причем в последний раз в середине февраля этого года. Это решение оператор проекта Shtokman Development (SD) объяснил изменившимися условиями на рынке. В 2007 году предполагалось, что добыча на первой фазе составит 23,7 млрд. куб. м в год: с 2013 года половина от этого объема пойдет в трубу, а другая с 2014 года в виде сжиженного газа (СПГ) – в США. Но ситуация на рынке СПГ изменилась – из-за бума добычи сланцевого газа в США цены стали чересчур волатильны. По данным американской статистики, средняя цена там упала с 350 долл. за тысячу кубометров в 2008 году до 160 в прошлом, а импорт, стабильно росший с 1996 года, сократился вдвое и пока не обещает положительной динамики.
Теперь партнеры проекта – «Газпром», имеющий 51% участия, а также французская Total (25%) и норвежская госкомпания StatoilHydro (24%) – собираются определиться с параметрами Штокмана только в 2011 году. Если решения по обеим частям проекта будут положительными, начало добычи ожидается в 2015–2016 годах, а производство СПГ – в 2017 году.
Между тем в Европе, судя по всему, происходит отрезвление от «сланцевой лихорадки». Как отметил вчера в интервью газете Rzecpospolita директор департамента нефти и газа Министерства экономики Польши Мачей Калишки, у Польши нет другого выбора, кроме как заключить с Россией новое соглашение о поставках в течение нескольких месяцев, так как с октября страна будет испытывать нехватку природного газа. «К осени мы используем имеющийся российский газ, полученный по старым контрактам, и будем испытывать дефицит в зимнее время», – пояснил чиновник.
Опрошенные «НГ» эксперты расходятся в оценках. Как считает аналитик компании «Метрополь» Александр Назаров, логика Total ему не совсем понятна. «Возможно, у Total существует некий провал в планировании добычи, но с уверенностью сказать об этом я не могу. К тому же с экономической точки зрения проект по разработке Штокмана выглядит сомнительно – нет даже технико-экономического обоснования (ТЭО), и что будет с ним дальше, тоже непонятно».
В свою очередь, руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров отмечает, что ситуация со Штокманом всегда была сложной. «К тому же Total формально не имеет права распоряжаться газом, – отмечает эксперт. – С другой стороны, можно ставить его себе в баланс. Тем более что это хорошо с точки зрения капитализации – дает хороший прирост. Плюс – это хороший промысловый проект и еще – особый статус компании, которая имеет опять же особый вес в России».
«В конце прошлого года тот же де Маржери заявил, что при нынешнем уровне цен – в районе 108 долларов за тысячу кубометров – Штокмановский проект будет нерентабельным. Сейчас средняя цена на мировом рынке трубопроводного газа – 180–190 долларов за тысячу кубометров. И при такой цене уже можно работать», – отмечает Александров. Видимо, у французов есть опасения искусственного затягивания проекта, предполагает эксперт . «Надо попасть в восходящий тренд, чтобы не опоздать, – поясняет он. – К тому же Total необходимо заниматься и собственным планированием – решать, куда пойдут эти дополнительные объемы и как они будут распределяться».