Согласно опросам населения, Эльвира Набиуллина пока находится в списке аутсайдеров.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Отношение россиян к экономической ситуации в стране социологи описывают в самых противоречивых выражениях. Близкие к власти социологи видят у населения признаки оптимизма. А независимые исследователи говорят о преобладании пессимистических или даже апокалиптических настроений. При этом эксперты видят еще один тревожный признак – высокий уровень недоверия к министрам экономического блока как среди населения, так и среди профессиональных экономистов.
Вчера Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) представили в Москве результаты масштабных исследований, посвященных реакции населения на экономический кризис и антикризисную политику государства. По словам первого замгендиректора ВЦИОМа Константина Абрамова, «оптимистичные ответы становятся более популярными, чем пессимистичные. В сознании граждан произошло привыкание к сложным временам».
Эту мысль тут же подхватил и первый зампред думского комитета по экономической политике Владимир Головнев, уточнив, что «сегодня россиянин, который все-таки не просто рядовой, а который принимает ответственное решение (начальник цеха или крупной государственной или частной корпорации), внутренне настроен позитивно».
Однако если верить докладу Института социологи (ИС) РАН, почти три четверти населения (73%) оценивают текущую ситуацию в стране как проблемную, кризисную, а 11% даже склонны употреблять термин «катастрофическая». И лишь 16% россиян назвали ситуацию в экономике нормальной. «За один только год доля тех, кто считал ситуацию нормальной, сократилась более чем в три раза, при этом более чем в два раза выросла доля тех, кто оценивал ситуацию как катастрофическую», – пишут эксперты ИС РАН.
Так что оптимизм в России, может быть, и нарастает, но действительно только у немногочисленных «начальников цехов», упомянутых Головневым, а не у простых россиян. Согласно докладу ИС РАН, сложнее всего в условиях кризиса в России ощущали себя как раз обычные граждане. Этот ответ дало подавляющее большинство респондентов (84%). И в разы реже выбирались на роль главной жертвы кризиса «предприниматели», «руководство страны» и «региональные и местные органы власти».
В то же время, если проанализировать данные самого ВЦИОМа, становится ясно, что доля оптимистов до сих пор так и не перевесила долю пессимистов. А количественные изменения внутри каждой группы незначительны.
Согласно отчету ВЦИОМа, мнение, что самые тяжелые времена для страны остались позади, в мае озвучили 29% респондентов против 23% в феврале. Почти четверть (26%) респондентов до сих пор думает, что главные трудности еще впереди. Доля же тех, кто полагает, что Россия переживает самое трудное время именно сейчас, за последний месяц сократилась с 36 до 33%, то есть пессимисты и скептики все-таки лидируют. То же самое относится и к попытке россиян оценить изменения, произошедшие в их регионе в течение последних трех месяцев. Более половины респондентов (60%) считают, что не произошло вообще никаких изменений. Но в социологов вселяет оптимизм тот факт, что количество граждан, которые увидели лишь отрицательные изменения, сократилось с 18% в марте до 13% в мае. Позитивные изменения заметили лишь 17% респондентов. По сравнению с оценкой текущей ситуации более радостными оказались прогнозы россиян на будущее. Доля оптимистов возросла с 44% в марте до 48% в мае. Доля же пессимистов сократилась с 28 до 24%. Оставшиеся респонденты не смогли дать однозначный прогноз на ближайший год.
При этом, сообщает ВЦИОМ, несмотря на то что «россияне делают все более благоприятные прогнозы развития экономики», те министры, от которых как раз и зависит будущее страны, в рейтинге доверия граждан занимают последнее место. По данным социологов, уровень поддержки у главы Минфина Алексея Кудрина и главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной находится в отрицательной зоне – «зоне неодобрения». Хотя, отмечают социологи, с 2005 года рейтинг у этих персон все-таки повысился: с минус 30 до минус 4 пунктов.
Сохранение недоверия к министрам Абрамов объясняет тем, что «самыми популярными для россиян остаются премьер-министр и президент. Люди уверены, что за будущее страны и экономики отвечают именно эти два человека. И, следовательно, им оказывается большой уровень поддержки, одобрения, с ними связываются основные надежды». А макроэкономические решения министров экономического блока для рядового гражданина порой незаметны и недостаточно освещены.
В свою очередь, социологи НАФИ поделились результатами экспертного опроса, посвященного эффективности работы государственных органов. Наиболее эффективной оказалась в первом квартале 2010 года деятельность Центрального банка, Федеральной службы по финансовым рынкам, а наименее эффективной была работа Пенсионного фонда, Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и др. Минфин же находится примерно в середине списка. Как объяснила гендиректор НАФИ Ольга Кузина, «помимо специальных критериев, отражающих цели и задачи работы госорганов, эксперты связывают свою оценку эффективности с повышением прозрачности финансового рынка и удобства предоставления информации о нем. Информационная прозрачность и открытость данных организаций, по мнению экспертов, является на сегодняшний момент одним из критериев оценки их эффективности».
Отсутствие открытости не только приводит к низкой экспертной оценке деятельности «непрозрачных» госорганов, но и напрямую влияет на уровень доверия населения государственным институтам. «Суммарный индекс доверия состоит из двух индексов – индекса надежности и индекса информационной прозрачности. Надежность показывает хорошую динамику, позитивные ожидания, оценки текущей ситуации растут. Индекс же информационной прозрачности финансовых институтов с января 2010 года начал снижаться», – поясняет Кузина.
Головнев, в свою очередь, на это ответил, что ожидания иногда действительно не соответствуют реальности. Примером является попадание ФАС в список аутсайдеров с точки зрения доверия населения. «Это связано с тем, что, когда в первом квартале жарко обсуждалось повышение тарифов монополий и цен на коммунальные услуги, многие граждане возлагали большие надежды именно на ФАС, полагая, что именно она сумеет обуздать цены на электричество, газ», – рассуждает Головнев. И попадание ФАС в аутсайдеры говорит о том, что скорее всего эти ожидания не оправдались.