Доходы инвалидов, участников войны и пенсионеров еле-еле достигли прожиточного минимума.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вчера Минздравсоцразвития озвучило отчет о том, как государство поддерживает население в условиях кризиса. В ведомстве Голиковой сообщили, что социальные выплаты за 2009 год были проиндексированы на 13%. Однако многие экономисты указывают на опасность выбранной социальной стратегии: увеличение соцвыплат способствует росту бюджетного дефицита. По мнению же других экспертов, сокращение госпомощи пенсионерам и работникам бюджетной сферы тоже будет иметь негативные последствия. Извечный русский вопрос «что делать?» ставит аналитиков в тупик.
Вчера Минздравсоцразвития обнародовало отчет о том, как государство обеспечивало социальную защиту населения в условиях преодоления финансового кризиса.
Глава Департамента организации социальной защиты населения Минздравсоцразвития Ольга Самарина сообщила, что «социальные пособия и выплаты за прошедший год были проиндексированы на 13% при уровне инфляции 8,8%, что позволило не только сохранить, но и повысить их покупательную способность». Также были введены социальные доплаты к пенсиям, размер которых не превышает региональный прожиточный минимум. Федеральные социальные доплаты в размере от 536 до 1547 руб. получают 2,7 млн. пенсионеров в 67 субъектах РФ, а региональные в размере от 520 до 5278 руб. – 2,3 млн. пенсионеров. Поэтому, по словам чиновников, в стране не осталось ни одного пенсионера с доходом ниже прожиточного минимума. Кроме того, вырос в пять раз по сравнению с 2004 годом объем денежных выплат инвалидам и участникам войны, теперь он составляет в среднем более 23 тыс. руб. на человека в месяц.
По мнению же многих экономистов, рост социальных расходов и несбалансированность пенсионной системы создают основную угрозу отечественному бюджету. Планируемый правительством возврат в 2015 году к бездефицитному бюджету требует резкого сокращения госрасходов, не связанных с выплатами населению. По расчетам некоторых экономистов, сократить расходы придется в два раза. Директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко уже обращал внимание на эту бюджетную проблему. «За последние два-три года произошло резкое повышение пенсий, и ровно на сумму повышения пенсий и растет наш бюджетный дефицит. В консолидированном бюджете государства доля расходов на выплату населению выросла за три года с 47 до 58%», – поясняет эксперт. Теперь же власти хотят сокращать дефицит бюджета. «Но что они сокращают? Инвестиции. Текущие расходы – например, на закупку медикаментов, машин. В результате экономика продолжает сжиматься, потому что внутренний спрос уходит», – говорит Алексашенко. Другими словами, увеличение зарплат работников бюджетной сферы и рост пенсий при одновременном сокращении госзакупок товаров не приводят к позитивным изменениям. И эта тенденция очень напоминает ситуацию в Греции.
«Греческий путь» пугает не только отечественных экономистов, но и другие европейские страны. Так, во вторник премьер-министр Румынии Эмиль Бок заявил, что Румыния оказалась в самом тяжелом за последние 60 лет экономическом кризисе. Поэтому в качестве антикризисных мер он предложил снизить зарплаты на 25%, пенсии – на 15%, свернуть социальные программы и сократить около сотни тысяч госслужащих. Данные меры, уверен Бок, помогут почти в два раза сократить дефицит румынского бюджета, который грозит составить в этом году более 9% ВВП.
В то же время, по заверению некоторых российских экспертов, вероятность греческого и румынского сценариев в России все-таки невелика. Ведь, обращает внимание юрист компании Penny Lane Realty Сергей Поправка, «у нас социальные выплаты наконец-то достигли размера прожиточного минимума, а, например, в Греции они выходили за рамки разумного». Снижать дефицит бюджета, продолжает эксперт, можно разными путями: можно экономить на социальных расходах, а можно увеличивать собираемость налогов за счет улучшения качества работы налоговых органов и совершенствования законодательства, ужесточать контроль над эффективностью расходования средств, сокращать представительские расходы и расходы на содержание ведомств. Именно поэтому, уверен эксперт, «увеличение доли социальных расходов в бюджете – политика, безусловно, правильная. Да и не настолько эти расходы в России велики, чтобы их сокращать».
Если суммировать мнения экспертов, то можно сделать вывод, что и чрезмерное повышение, и резкое сокращение социальных выплат населению – это для России путь в никуда. Нужно оценивать не абсолютные расходы, а «социальную нагрузку в расчете на одного работающего», советует гендиректор компании «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. Демографическая ситуация в стране такова, что социальная нагрузка в расчете на одного работающего неизбежно будет увеличиваться. «Сокращать, урезать социальную политику государства нельзя. Потому что это грозит труднопредсказуемыми, но явно негативными последствиями, – рассуждает Шустерняк. – Увеличивать долю расходов на социальные нужды в бюджете по большому счету тоже некуда – по той простой причине, что нам еще необходимо решать вопрос модернизации экономики, которая повлечет очень большие расходы». И, отвечая на извечный русский вопрос «что делать?», эксперт предложил лишь одно – «изыскивать все возможные резервы, все возможные способы для увеличения эффективности расходования средств в социальной сфере. Давать регионам право и возможность отрабатывать эффективные социальные схемы и механизмы, изучать их, анализировать и, если они действительно хороши, внедрять в федеральном масштабе».
Ожидать же от властей такого непопулярного шага, как сокращение пенсий и зарплат в бюджетной сфере, можно, по уверениям аналитиков, не ранее чем через три–пять лет, ведь для начала надо пережить президентские выборы.