Европейские партнеры «Газпрома» надеются на дефицит газа и связанный с ним рост газовых цен в ЕС. И обещают помочь России начать экспорт сжиженного природного газа со Штокмановского месторождения в 2017 году. На днях руководство французской компании Total объявило о том, что задержка с его освоением никак не связана с падением европейских цен на газ и объясняется лишь бюрократическими и техническими задержками с российской стороны.
Во вторник старший вице-президент Total Арно Брейак заявил российским журналистам, что задержка с подготовкой освоения Штокмановского месторождения совместно с «Газпромом» и Statoil объясняется вовсе не ухудшением ситуации на европейском газовом рынке – падением спроса и цен на газ в ЕС, а техническими и бюрократическими затруднениями.
По словам Брейака, топографическая и гидрографическая информация в районе месторождения была секретной, и для снятия грифа секретности потребовалось около полугода. Кроме того, российские судостроители затребовали дополнительное время для подготовки своих коммерческих предложений в рамках проекта освоения Штокмана. В результате Total была вынуждена отложить принятие решения по финансированию строительства заводов по сжижению газа Штокмана по крайней мере до конца 2011 года. Брейак заявил также, что он не сомневается в том, что ситуация на европейском газовом рынке значительно улучшится и в 2017 году газ Штокмана, который начнет поступать в Европу, будет востребован потребителями, а сами поставки станут рентабельными.
Для справки отметим, что запасы Штокмановского газоконденсатного месторождения составляют 3,9 трлн. куб. м газа, конденсата – 53,3 млн. тонн. В случае принятия инвестрешения добыча на нем начнется в 2016 году, а производство СПГ – в 2017 году. Акционеры – «Газпром» (51%), Total (25%) и Statoil (24%).
В поддержку оптимистических прогнозов относительно рентабельности освоения разработки Штокмана руководитель Total заявил, что «сюрприз с массовой разработкой ресурсов сланцевого газа в США не изменит тенденцию к росту импорта газа в Европу». По его словам, успех сланцевого газа в США связан с уникальными условиями его залегания в Техасе, где очень распространены технологии локального бурения. В других странах попытка освоения сланцевого газа может оказаться проблематичной с технической и экологической точек зрения. Господин Брейак заявил, что тенденция к сокращению доли импорта российского газа на рынки ЕС в пользу поставок газа, в том числе и сжиженного, из других стран может измениться. Экологическое давление в пользу использования природного газа как относительно чистого топлива приведет к росту спроса на газ в Европе и по всему миру. По его словам, в Европе в перспективе возможно даже возникновение дефицита природного газа. В связи с этим он не видит перспектив отвязывания газовых цен от цен на нефть и даже рассчитывает на выплату потребителями так называемой экологической премии поставщикам. В связи с этим представитель Total высказался в пользу сохранения практики долгосрочных контрактов на поставки газа в ЕС с привязкой цен к так называемой нефтяной корзине.
Между тем независимые отечественные эксперты считают, что объяснения Total вряд ли стоит принимать во внимание. «Насколько мне известно, сегодня нет никаких технических или бюрократических препятствий для разработки Штокмана, так что ссылки на них не вызывают доверия, – полагает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – По мнению аналитиков, которые вызывают мое доверие, на Европу до 2025 года будет давить навес в виде СПГ. И разница между ценой на сжиженный и трубопроводный газ будет составлять 50–70 долларов за тысячу кубометров в пользу первого. Я не исключаю возможности, что в какой-то момент Total может и выйти из проекта». По его словам, решение о финансировании Штокмана должно быть принято в марте 2011 года, но решение об инвестициях в той части, где принимает участие Total, может быть принято до декабря того же года. «То есть временной задел у французов довольно существенный, – считает Крутихин. – Делать оптимистичные прогнозы на их месте я бы не стал, поскольку в Европе дефицита газа в обозримом будущем не предвидится».
В свою очередь, аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров отмечает, что бюрократией можно многое объяснить, тем более в России, но наиболее существенным фактором является все-таки экономический. «Один из представителей «Газпрома» уже как-то говорил о том, что рентабельность Штокмана будет обеспечена при цене нефти в 80 долларов за баррель и на газ – на уровне 310 долларов за тысячу кубометров, – напоминает он. – Но сейчас уверенности в том, что эти показатели будут достигнуты и зафиксируются на какой-то продолжительный отрезок времени, нет никакой. Добыча сланцевого газа по себестоимости примерно равна добыче на Штокмане, так что отсюда следует вывод – европейцам в случае повышения цен и возникновения дефицита газа, вероятность которого я не исключаю уже к 2014–2015 годам, выгоднее будет тратить средства именно на разработку своих месторождений. А не на Штокман, по которому нет даже технико-экономического обоснования (ТЭО)».