Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) подготовила поправки к Закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которые фактически ставят пиво в один ряд с крепким алкоголем. Эксперты считают, что законопроект лишен логики и будет иметь отрицательные последствия и для экономики страны в целом, и для конечного потребителя.
Как объясняют специалисты, если законопроект Росалкоголя будет принят, алкоголем будет считаться любая пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5% и производителям и продавцам пива нужно будет получать специальные лицензии. Продукцию крепостью свыше 5% нельзя будет продавать в палатках и киосках, а пивоварам придется установить спиртовые счетчики и внедрить ЕГАИС.
Теоретически инициатива алкогольного ведомства должна помочь государству в борьбе с теневыми производителями крепкого алкоголя. В прошлом году, по оценкам директора Центра исследований федеральных и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, из общего объема водки и ЛВИ (легальной и нелегальной) в 185 млн. дал на долю легальной продукции пришлось лишь 112 млн. дал. Но какое отношение к этому имеет пивная отрасль, не совсем понятно: на пивном рынке нет контрафакта. По данным Росказначейства, собираемость акцизов в пивоваренной отрасли составляет 98%, тогда как производители крепкого алкоголя и ЛВИ ежегодно недоплачивают в казну десятки миллиардов рублей.
По идее, государственная алкогольная политика должна быть направлена на сокращение потребления алкогольных напитков. И самым эффективным способом борьбы с зеленым змием является перевод населения на южный тип потребления: с крепкого на слабый алкоголь – вино и пиво. Это уже пройденный этап для стран Восточной и Северной Европы, которые только таким образом смогли остановить алкоголизацию. В России же антиалкогольная кампания пока носит в большей степени антипивной характер. Согласно поправкам Росалкогольрегулирования вся продукция с содержанием спирта менее 7% (то есть 99% пивного рынка) должна продаваться в таре по 0,33 литра. На практике это означает, что пивоварам придется демонтировать существующие линии розлива и инвестировать миллионы евро на закупку новых.
Потребителям наверняка будет интересно еще одно предложение чиновников из Росалкоголя: законодательно закрепить понятие «напитков, изготавливаемых на основе пива» из зернопродуктов и иного пищевого сырья с добавлением этилового спирта, что противоречит существующим ГОСТам на пивоваренную продукцию и внутриотраслевым стандартам. «Мы не перестаем удивляться идеям Росалкоголя по поводу регулирования российского рынка пива, – заявил РБК daily председатель совета Союза российских пивоваров (СРП) Даниил Бриман. – На этот раз среди новых предложений – нормы, допускающие производство напитков на основе пива с добавлением этилового спирта. При этом не регламентируется ни процент пива в таких напитках, ни максимальный процент этилового спирта в них». Эксперт уверен, что таким образом любой производитель крепкого алкоголя, внеся в состав напитка мизерное количество пива, может легально уйти от действующей системы контроля, оборота и производства – ЕГАИС, акцизных марок и перейти в категорию пива.
Безусловно, производство и рынок пива нужно регулировать. Вот только регулирующие законы для крепкого алкоголя, пива и вина должны быть разными и учитывать специфику их производства, как это практикуется в развитых странах.
Приравнивание пива к крепкому алкоголю в перспективе, отмечает Вадим Дробиз, приведет к дальнейшему сокращению объемов производства, в то время как производство и потребление крепкого алкоголя продолжают расти. После январского трехкратного повышения акцизов, которое и так поставило пивную отрасль на грань выживания, новый «алкогольный» законопроект эксперты рынка уже назвали еще одной победой водочного лобби.