Проблему ненадежного транзита решат морские трубопроводы.
Фото с сайта South-stream.info
Несмотря на падение газовых цен на мировом рынке, Россия не отказывается от прокладки дорогостоящих трубопроводов, общая стоимость которых уже сегодня превышает 20 млрд. евро. Как заявил в субботу премьер-министр Владимир Путин, Москва не откажется от проекта «Южный поток». В то же время Иран заявил, что готов вообще прекратить экспорт газа в ожидании нового роста цен. Мнения экспертов разделились: одни считают, что за риски трубопроводных проектов, учитывая падение цен, ответят российские налогоплательщики, другие полагают, что «Газпрому» все же придется строить новые «потоки», учитывая сохраняющиеся риски транзитных стран.
«Мы предпочитаем закачивать газ в подземные хранилища или перерабатывать его, нежели экспортировать в условиях падающих цен», – заявил в минувший четверг министр нефти Исламской Республики Масуд Мирказеми, выступая на церемонии открытия 15-й Международной нефтяной и газовой выставки в Тегеране. В этой связи эксперты напоминают, что в нынешнем году мировые цены на газ упали на 26%, а нефтяные цены увеличились за то же время на 4,2%.
Между тем российский премьер Владимир Путин в Австрии заявил о том, что «Южный поток» будет запущен в любом случае и его строительство будет завершено к декабрю 2015 года. В этой связи главе «Газпрома» Алексею Миллеру оставалось лишь подтвердить эти слова и пояснить, что возможную стоимость проекта можно будет назвать после завершения технико-экономического обоснования (ТЭО). По его словам, в прошлом году из-за кризиса можно было говорить, что она будет ниже ранее заявленных 8,6 млрд. евро. «Сейчас можно говорить, что она может быть чуть больше или меньше», – сказал Миллер, по словам которого, итоговая цена зависит от мировой конъюнктуры. При этом Миллер заявил, что проект является абсолютно реализуемым и экономически эффективным. «Газпром» участвует в экономически эффективном проекте, хотя, конечно, мы будем инвестировать значительные объемы», – резюмировал он.
В этой связи мнения опрошенных «НГ» экспертов разделились. Часть из них уверена в том, что Россия сама себя загоняет в ловушку, продвигая проекты, срок окупаемости которых до сих пор не определен. Между тем их общая стоимость уже сегодня превышает 20 млрд. евро, и неизвестно, насколько она вырастет в процессе строительства.
«Заявления Ирана вряд ли можно воспринимать всерьез, поскольку все это лишь констатация факта. А именно – Иран значительную часть газа, которую добывает, потребляет внутри страны, а те 10 миллиардов кубометров, которые он ежегодно поставляет Турции и далее, погоды на рынке не делают, – считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Конечно, из-за давления спотовых цен серьезно страдают другие крупнейшие производители – Алжир, Россия и даже Норвегия. При этом давление спотового рынка, где газ стоит гораздо дешевле, нежели по долгосрочным контрактам, которые заключил «Газпром», в ближайшей перспективе будет только расти».
По его мнению, трубопроводные проекты в этих обстоятельствах заранее являются коммерчески нерентабельными. «Впрочем, тот факт, что «Южный поток» – совсем не коммерческий проект, признавал ранее и сам «Газпром», – отмечает аналитик. – А упрек, сделанный Путиным в сторону Nabucco, у которого, по его словам, нет ни одного контракта, в полной мере можно отнести и к российскому южному проекту. Более того, даже «Северный поток», строительство которого начали совсем недавно с большой помпой, похвастать в этом направлении тоже не может. По моим данным, настоящий контракт у него всего один – на один миллиард кубометров газа, все остальное – лишь заявления о намерениях».
Впрочем, начальник аналитического отдела компании «Галлион Капитал» Александр Разуваев полагает, что проекты стоит продолжать. «Считается, что спрос на газ в Европе, после того как она окончательно выберется из рецессии, будет расти, – полагает он. – В этой связи можно только приветствовать расширение возможностей по доставке российского газа. Конечно, сегодня Украиной руководит президент, настроенный на сотрудничество. Но кто знает, как долго продержится у власти господин Янукович и не получится ли, что после его ухода страну не возглавит другой руководитель, который предпочтет вести иную политику в отношениях с Россией, в том числе и по газовым вопросам? Поэтому вопрос снижения транзитных рисков остается на повестке дня, и «Газпром», мысля стратегически, не может его игнорировать».
Однако, как считает Крутихин, в любом случае оба проекта – очень опасная авантюра. «Вбухают огромное количество средств, одну часть из которых придется брать взаймы в виде кредитов, а другую – брать из бюджета, поскольку «Газпром» – наполовину государственная компания, – перечисляет эксперт. – Следовательно, расплачиваться за последствия этой авантюры придется российским налогоплательщикам».
Что касается отсутствий правовых препятствий на пути «Южного потока» – это вранье, горячится Крутихин. «Напомню, что Турция до сих пор не дала разрешения на прокладку трубы в своей экономической черноморской зоне, – напоминает он. – И сам Путин признавал, что такое разрешение будет получено не раньше ноября».