Акции недовольства могут захлестнуть прежде всего города.
Фото РИА Новости
Расходы региональных бюджетов в этом году сократятся более чем на 10%, и это серьезное падение, которое может ощутимо сказаться на социально-экономическом положении граждан. Первыми жертвами сокращения финансирования стали социальные расходы и инвестиционные расходы. Такие выводы делают авторы опубликованного вчера доклада «Приоритеты региональных бюджетов-2010» из компании ФБК. Эксперты не исключают, что в некоторых регионах кризис может перейти в хроническую фазу.
«Цель исследования региональных бюджетов – выявить реальные тенденции социально-экономического развития. Картина изменения структуры расходов в регионах в кризис дает очень важную информацию о том, что происходит на самом деле и чего можно ждать в ближайшем будущем, – говорит один из авторов доклада – директор Департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – При этом исследование получилось вполне репрезентативным, так как оно охватывает 75 регионов, а это – около 90% всех расходов региональных бюджетов».
Между тем выводы, к которым пришли экономисты, неутешительны. Суммарные расходы региональных бюджетов сокращаются в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 10,6%, и это очень сильное падение. К наиболее важным изменениям исследователи относят значительный – почти на 40% рост расходов по направлению «Общегосударственные вопросы», связанный с тем, что субъекты вынуждены увеличивать затраты на обслуживание своих долгов. При этом наблюдается обвальное сокращение расходов на «Национальную экономику» – на 33,3%, на ЖКХ – на 18,8% и объема межбюджетных трансфертов – на 14% (см.таблицу), здравоохранение, охрану окружающей среды и т.д. Больше всего экспертов обескураживает снижение расходов на экономику, поскольку именно инвестиции имеют наибольший антикризисный эффект. Однако в этом году на их рост надеяться, судя по всему, не стоит.
То, как именно пересматривают свои бюджеты регионы, является достаточно надежным ориентиром при прогнозировании. «Точно так же расходы по направлению «Общегосударственные вопросы» будут расти из-за необходимости обслуживания долгов и маловероятности снижения затрат на содержание госаппарата, – отмечает Николаев. – А расходы по направлению «Национальная экономика» будут сокращаться в первую очередь по причине необходимости поддержания планки социальных расходов на завышенном уровне». Учитывая все перечисленное, из кризиса Россия будет выходить тяжело и долго.
Комментируя данные исследования, руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин предупреждает о том, что снижение наиболее важных с точки зрения экономики расходов чревато неприятными для власти последствиями. «Ресурсов субъектам федеральный Центр не спускает, а обязанностей на регионы пытается взвалить побольше, – пояснил Орешкин. – Понятно, что местные власти будут вынуждены действовать, исходя из собственных соображений. В ближайшее время мы будем свидетелями роста недовольства в городах, потому что сокращение инвестиций, расходов на ЖКХ, здравоохранение и другие социальные статьи не пройдет незамеченным». И в этой ситуации не поможет даже увеличение социальных выплат и повышение пенсий.
В свою очередь, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что именно из политических соображений власти вряд ли допустят серьезное снижение региональных расходов. «В прошлом году напуганный кризисом федеральный Центр навалил столько денег, что бюджеты некоторых регионов просто зашкаливало, – напоминает она. – В этом году расходы ужали, но тем, кто уже рухнул, ничего не страшно». По ее мнению, страшилка о сокращении в том числе и межбюджетных трансфертов может так ею и остаться. Денег регионам снова подбросят, потому что политические риски действительно велики.
Изменение статей бюджетных расходов в период кризиса | |
Бюджетные расходы 2010 года к 2009 году, в % | |
Общегосударственные вопросы | 139,8 |
Образование | 108,1 |
Национальная оборона | 105,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 100,2 |
Социальная политика | 97,9 |
Культура, кинематография, средства массовой информации | 94,4 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 91,9 |
Охрана окружающей среды | 90,9 |
Межбюджетные трансферты | 86 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 81,2 |
Национальная экономика | 66,7 |
Итого | 89,4 |
Источник: расчеты компании ФБК |