Фактические показатели экономики не могут угнаться за западными прогнозами.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Безудержный оптимизм, который демонстрируют западные эксперты, анализируя ближайшие перспективы российской экономики, наталкивается на полное непонимание со стороны их российских коллег. По мнению экспертов крупнейшего банка США – Bank of America, российская экономика в этом году продемонстрирует «самый мощный скачок в мире» и ВВП РФ вырастет не на 5%, как предполагалось ранее, а на все 7%. Отечественные аналитики считают такие заявления попыткой разогреть рынок и отмечают, что подобные заявления часто делаются в угоду биржевым спекулянтам.
Как отмечается в докладе, распространенном в минувший четверг главой подразделения стран с переходной экономикой Bank of America Дэвидом Хонером, российский ВВП вырастет в 2010 году на 7%, а не на 5%, как прогнозировалось банком ранее. Напомним, что в прошлом году российский ВВП сократился, по официальным данным, на 7,9%. Тем не менее, как утверждает Хонер, «Россия ведет с большим отрывом», замечая при этом, что предкризисного пика российская экономика достигнет не ранее первого квартала 2011 года. Главными движущими силами ее вывода из спада автор считает резкое увеличение спроса на сырье и усилия компаний по восстановлению своих товарных запасов. По его данным, с учетом сезонных колебаний ВВП России в первом квартале текущего года вырос на 6,5% по сравнению с тремя предыдущими месяцами.
Далее аналитик делает прогнозы, которые никак не подтверждаются заявлениями российских официальных лиц. По прогнозам Bank of America, во втором полугодии может ускориться рост банковских кредитов, который может составить почти 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Между тем предположения главы ЦБ Сергея Игнатьева о росте кредитования на 15–20% уже скорректировал глава Минфина Алексей Кудрин, который на прошлой неделе сообщил, что даже в оптимистичном варианте рост кредитования составит не более 5–10%.
Тем не менее, по словам Хонера, на первом этапе восстановление экономики обеспечит экспорт и лишь во второй половине года на волне снижающейся безработицы, инфляции и роста заработной платы – потребительская активность населения, которая вырастет более ощутимо. Самый же крупный скачок произойдет в результате восполнения товарных запасов. При этом эксперт Bank of America напоминает, что с конца 2008 года цена сырой нефти марки Urals, являющейся главной статьей российского экспорта, выросла более чем на 97%. По подсчетам Хонера, 30-процентный рост цены на нефть увеличивает ВВП на три пункта после одного года и на 6% в совокупности через шесть лет. В этой связи Хонер предсказывает снижение темпов инфляции до 5% к середине года и до 6% в пересчете на год. По его мнению, ЦБ воспользуется снижением темпов инфляции и в этом году снизит ставку рефинансирования до 6,5%.
Видя такой оптимизм иностранцев, российские эксперты только разводят руками. «К сожалению, мне уже трудно трактовать подобные заявления, – сокрушается директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – Судя по всему, подобным структурам просто выгодно разгонять наш рынок. Это бизнес, потому что объективно – на основании текущих показателей – говорить о росте экономики невозможно. Соревноваться в прогнозах в такой ситуации – это просто разогревать наш и без того перекупленный рынок. Для них это выгодно – вложить сейчас в надежде как можно больше заработать».
При этом, как отмечает эксперт, непонятно, каким образом можно добиться 7-процентного роста отечественной экономики. «Эффект низкой базы не работает – Россия может и упасть, – считает Николаев. – Выводить нефть в качестве залога роста тоже неверно: она может показать как рост, так и падение. При этом эффективность экономической политики, которую проводят власти, никоим образом в подобных прогнозах не затрагивается».
В свою очередь, президент консалтинговой компании «НЕОКОН» Михаил Хазин отмечает, что американский прогноз составлен довольно аккуратно. «Там записан не рост экономики, а ВВП – что является чисто бухгалтерским показателем, – отмечает он. – И цены на нефть приводятся очень кстати – представьте себе, что она подорожает до 110 долларов за баррель – вот вам и рост ВВП формальный, поскольку доходы нефтяных компаний и бюджета резко вырастут. А то, что экономика при этом будет падать, поскольку эти деньги в нее не поступят, никого не волнует. Эти средства либо частично увеличат Резервный фонд, либо будут выведены за рубеж».
Это просто чисто бухгалтерская специфика – вы всегда можете поиграть прибылью, записав ее в этот год или в следующий, показав локальные убытки или локальные доходы, продолжает Хазин. Но к реальному состоянию дел это имеет слабое отношение. Мировая экономика падает и будет падать дальше, и данные по КНР, которая впервые за шесть лет завершила март с торговым дефицитом в 7,24 млрд. долл., это только подтверждают.
«Я с уважением отношусь к любым прогнозам и оценкам, но когда они совершенно отрываются от действительности, это мало приемлемо, – отмечает Николаев. – Давайте вспомним прогнозы середины 2008 года. Тогда инвестбанкиры продолжали нам озвучивать все новые и новые рекорды фондового рынка». По его мнению, тот, кто занимается инвестбэнкингом, не может быть объективным, поскольку он зарабатывает на этом деньги.