Доллару трудно сопротивляться экспансии китайского юаня.
Фото Reuters
Участники саммита группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), который состоится в бразильской столице Бразилиа 15–16 апреля, обсудят планы отказа от доллара во взаимной торговле. Впрочем, сенсации на саммите не произойдет. Доллару пока нет альтернативы. Эксперты напоминают, что экономики стран БРИК неоднородны, курсы рубля, реала и рупии – неустойчивы и подвержены колебаниям, а китайский юань вообще не является свободно конвертируемой валютой.
Бразилия, Россия, Индия и Китай обсудят перспективы отказа от доллара во взаимной торговле. О таком пункте в повестке дня саммита БРИК объявил в четверг замгенерального секретаря бразильского МИДа Роберту Жагуарибе. «Участники БРИК согласны, что в перспективе им выгодно отказаться от доллара во взаимной торговле, однако у них также имеется понимание, что поспешность в этом вопросе обернется ущербом. БРИК – это не инструмент принятия обязывающих решений, а формат сближения позиций стран, на которые приходится 40% мирового ВВП», – пояснил Роберту Жагуарибе.
При этом бразильский чиновник напомнил, что формат БРИК отличается открытостью и не противопоставляет себя ни одному из существующих ныне многосторонних механизмов консультаций и принятия решений. В то же время объединение стран БРИК уже утвердилось как самостоятельный фактор международной жизни. Не случайно США сегодня заинтересованы в том, чтобы обсуждать определенные вопросы именно с БРИК.
Независимые эксперты считают, что анонсированный в повестке саммита отказ от доллара в расчетах во взаимной торговле – признак ясного давления на ведущие мировые державы, но не более того. Демонстрация серьезных намерений нужна и для того, чтобы заставить США, Евросоюз, Японию учесть позицию стран БРИК относительно формирования мировой финансовой системы будущего. Такое мнение, в частности, высказал «НГ» научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. По его словам, нет оснований ожидать, что в обозримом будущем будет принято и тем более реализовано решение полностью отказаться от доллара в торговле между Бразилией, Россией, Индией и Китаем. Одно из препятствий – китайский юань, который не является свободно конвертируемой валютой и к тому же опирается на банковскую систему, принадлежащую государству. «Китай – это страна, обращенная вовнутрь», – подчеркивает экономист.
К тому же юань в гораздо большей степени, чем российский рубль, индийская рупия и бразильский реал фактически привязан именно к доллару. Это определяется структурой золотовалютных запасов КНР, в которых преобладает именно долларовая ликвидность. Ясин указывает еще на один момент – любое решение, подрывающее устойчивость американской валюты, а к таким относится возможный отказ в будущем от доллара во взаимной торговле между странами БРИК, невыгодно самому Китаю, поскольку означает снижение конкурентоспособности китайского экспорта.
От одного года до двух лет займет подготовительный период для перехода Бразилии, России, Индии и Китая к взаиморасчетам в национальных валютах в торговле между собой, полагает главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. Этот переходный период необходим, чтобы центробанки стран БРИК создали запасы валют стран-партнеров, а также чтобы началась торговля на биржах реалами, рублями, рупиями и юанями. Это должно привести к незначительному изменению структуры золотовалютных резервов в странах БРИК. Но в любом случае ведущие мировые валюты будут преобладать в резервах каждой из стран. В связи с этим эксперт исключил возможность того, что на замену доллару придет одна из валют стран БРИК.
Стороны демонстрируют заинтересованность в первую очередь перевести двустороннюю торговлю на расчеты в национальных валютах. Например, в марте этого года замминистра торговли КНР Гао Хучэн предложил российским биржам торговать юанями, а фондовым площадкам КНР – рублями. Со своей стороны зампред Банка России Виктор Мельников заявил, что российские власти готовы изучить официальное предложение китайского руководства. Детали будут обсуждаться в апреле текущего года. По словам Мельникова, торги могут производиться как напрямую (юань–рубль), так и в привязке к курсу американской валюты. Курс юаня сейчас зависит от курса доллара, поэтому динамика российской валюты будет соответствовать динамике рубля по отношению к доллару США. Любопытно, что Goldman Sachs называет рубль наиболее привлекательным в краткосрочной перспективе среди валют стран БРИК.
О вероятности ослабления позиции доллара как расчетной валюты во взаимной торговле между странами БРИК говорит и директор казначейства Евразийского банка развития Сергей Елагин. Вместе с тем он предупреждает, что не стоит ждать быстрых перемен. «Этот процесс достаточно сложный, требующий определенной перестройки не только финансовых механизмов внутри стран, но и изменений в подходах во взаимном сотрудничестве», – отметил он. Елагин предположил, что процесс будет происходить через выработку центробанками стран БРИК общих механизмов, которые снимут вопросы синхронизации как локальных валютных законодательств, так и реальных валютных рисков для бизнес-сообщества.