Редкая весна в России обходится без затоплений.
Фото ИТАР-ТАСС
Стихией надо управлять. Это требование премьер Владимир Путин распространил на губернаторов и руководство МЧС, когда в минувшую пятницу поставил перед ними задачи борьбы с весенним паводком. Разговор шел на расширенном заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. В апреле–мае 2001 года на совещаниях звучали такие же резкие оценки действий, вернее, бездействия чиновников применительно к затопленному городу Ленску. С той поры ситуация не изменилась, российские города и веси по весне по-прежнему уходят под воду.
В минувшую пятницу Владимир Путин занялся проблемами весеннего половодья, которое по своим масштабам в этом году может быть рекордным из-за небывало снежной и морозной зимы. В группе риска находятся обширные территории страны. «Во многих регионах снега выпало в 1,5–2 раза больше, и лед на реках стоит по объемам и толщине больше, чем обычно. А это значит, что и подъем воды в реках также может оказаться весьма значительным. В целом в 2010 году в зоне вероятного воздействия паводков могут оказаться 3029 населенных пунктов; 315 участков железных дорог; 492 моста, в том числе 35 подвержены особому риску», – поделился тревожной статистикой премьер.
Тревожная ситуация складывается в Северо-Западном регионе, на Дальнем Востоке и в Сибири, где запасы снега и толщина льда превышают норму на большинстве так называемых затороопасных рек. В Сибири, например, в бассейнах рек снежный покров превысил норму в 1,5–2 раза. В период обильного таяния это может вызвать катастрофический подъем воды. И тогда может повториться наводнение девятилетней давности в Якутии, когда вышедшая из берегов река Лена затопила 98% города Ленска, в котором было разрушено 2,7 тыс. домов.
Весной 2001 года Путин принимал решения и ставил задачи перед губернаторами и спасателями МЧС, которые, казалось, должны были раз и навсегда закрыть эту проблему не только в скромных масштабах провинциального Ленска, но и всей страны. Впрочем, уже на следующий год наводнением были охвачены девять субъектов Южного федерального округа. В зону затопления попали 377 населенных пунктов, было полностью разрушено более 13,3 тыс. домов, повреждено еще 40 тыс. Погибли 114 человек, 335 тыс. человек пострадали. Свыше 106 тыс. жителей были эвакуированы из опасных зон.
В этом году глава МЧС Сергей Шойгу насчитал по России около 1,5 тыс. паводкоопасных мест. Скандальные подробности прозвучали в докладе руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Николая Кутьина. По его данным, в России сегодня несколько тысяч бесхозных гидротехнических сооружений (ГТС). За бесхозяйственность пришлось отвечать главе Минприроды Юрию Трутневу. «Вот смотрите, у нас 6778 гидротехнических сооружений бесхозяйных. Из них 382 – опасны. Если они бесхозные, так они и есть бесхозные. И как ими занимаются регионы, я себе с трудом представляю», – заявил Путин. Он потребовал от Трутнева совместно с субъектами Федерации провести инвентаризацию бесхозных ГТС, представив затем предложения в правительство по их дальнейшей судьбе. «В том числе, если потребуется, по выделению какого-то финансирования для того, чтобы проблем с этими объектами не возникало», – подвел итог Путин.
Потребности в финансировании пока не определены. Между тем цена вопроса может оказаться чрезмерно высокой для казны. По оценкам экспертов, аварийность российских гидротехнических сооружений в 2,5 раза превышает среднемировой уровень. Что объяснимо – последние десятилетия средств на эксплуатацию и текущие ремонты плотин и дамб в полном объеме не выделяли ни федеральный Центр, ни тем более регионы. ГТС разрушались стихией, разворовывались. Многие из них теперь предстоит фактически восстанавливать из руин.
О серьезности ситуации говорят многочисленные ЧП. Среди крупных аварий ГТС, случившихся в новейшей истории России, можно вспомнить разрушение гидронапорных сооружений Киселевского водохранилища на Урале с подтоплением города Серова, Тирлянской плотины в Башкортостане с гибелью 29 человек и Невинномысского гидроузла на Кубани с гибелью 114 человек и повреждением 40 тыс. домов.