В декабре прошлого года тысячи автомобилей стояли в гигантских пробках в Ростовской и Воронежской областях на федеральной трассе «Дон». Летом, когда нет снега, на трассе тоже пробки и постоянные аварии. Министерство транспорта каждый год обещает ускорить реконструкцию одной из важнейших магистралей России, однако дорога по-прежнему, несмотря на солидное финансирование, пребывает в плачевном состоянии.
«Дон» является жизненно-важной трассой, соединяющей Центральную Россию и с южными регионами страны. В реальности же это устаревшая дорога с мизерной пропускной способностью и длиной в 1543 километра. В некоторых ее местах – например, в Воронежской и Ростовской областях (от границы области до Каменск-Шахтинского) – федеральная автотрасса представлена вообще только одной полосой в каждом направлении (всего две полосы).
С приходом зимы автомагистраль превращается в головную боль для МЧС. При самом небольшом снегопаде трасса моментально забивается автомобилями. Если же снегопад сильный, то пробку приходится разгребать при помощи тяжелой военной техники.
В декабре 2009 года в снежном плену в пробках в Воронежской и Ростовской областях оказалось более 15 тыс. автомобилей, а саму трассу пришлось перекрывать на протяжении почти 100 километров. Точно такая же ситуация была и в 2005 году – тогда из-за снегопада дорога тоже вышла из строя. Тогда в пробках, растянувшихся на десятки километров, стояло почти 20 тыс. автомобилей. Вызволять водителей из снежного плена пришлось с помощью танков, снабженных отвалами.
Летом на трассе М-4 ситуация не лучше. В августе – в разгар сезона отпусков – на ней стандартно образуются гигантские пробки. Только в Краснодарском крае в 2005 году длина пробок достигала нескольких десятков километров. Пропускная способность дороги в Воронежской, Ростовской, Липецкой областях и Краснодарском крае составляет всего 4 тыс. автомашин, тогда как летняя нагрузка может доходить уже до 50 и даже 70 тыс. автомашин в час. Ведь с момента своей постройки в 60-х годах прошлого века трасса вообще ни разу не реконструировалась.
Проблемой «Дона» в Министерстве транспорта озаботились еще в начале 2000-х годов. Несколько лет было убито на подготовку документации по реконструкции дороги, затем на 2005–2007 годы была принята целевая программа. Ежегодно на эти цели Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) получало более 5 млрд. руб. Было начато строительство окружной дороги вокруг Ельца (52 километра), которое до сих пор не завершено. Не построены запланированные тогда третья полоса в Краснодарском крае и мост через реку Сосну в Липецкой области.
В 2007 году Минтранс увеличил бюджеты на реконструкцию трассы. На 2007 год было запланировано инвестировать из госбюджета 7 млрд., на 2008-й – 5,8 млрд., на 2009 год – 11 млрд. руб. В мае 2007 года планы были пересмотрены – на 2008–2010 годы государство выделило уже 55 млрд. руб. Чуть позже, в августе того же года, только на реконструкцию трассы от Москвы до Краснодара в 2008–2009 годах было запланировано уже 90 млрд. руб.
Казалось бы, государство больше инвестирует, следовательно, трасса должна на глазах превращаться в современную магистраль. В реальности же результаты пока более чем скромные. В 2007 году предполагалось построить четырехполосную дорогу до Краснодара к 2010 году. Вместо этого строители успели довести четырехполоску только до города Ефремова в Тульской области, а также реконструировать часть трассы в Воронежской области и Краснодарском крае.
Это означает, что весь план по превращению «Дона» в трассу первой категории с двумя полосами в каждом направлении к 2014 году рухнул. Важность этого проекта заключалась и в том, что реконструкция автомагистрали была предусмотрена под зимнюю Олимпиаду, которая должна проводиться в Сочи. По задумкам Минтранса, расширенную дорогу должны были к 2012 году довести до Краснодара, а затем реконструировать ее до Новороссийска и далее на юг. Очевидно, что сроки придется снова переносить.
Неэффективность управления дорожным строительством у Минтранса оборачивается не только срывом важных национальных проектов, но и ежегодным ущербом для экономики. Строители из Росавтодора за последние 10 лет строят все меньше и все дороже. Если в 2000 году в России было построено 6 тыс. километров новых автодорог, то в 2008 году в эксплуатацию ввели лишь 2,4 тыс. километров. При этом бюджеты на строительство выросли более чем в три раза.
Для рядовых автовладельцев бесхозяйственность Росавтодора и Минтранса оборачивается долгими часами стояния в пробках, повышенной аварийностью и отвратительным качеством дорог. По данным начальника управления эксплуатации автотранспорта Федерального дорожного агентства Сергея Костина, ежегодный рост количества ДТП на всех дорогах России составляет около 19%.
При этом лишь треть федеральных дорог соответствует нормативам, а свыше трети работает в режиме катастрофической перегрузки – старые однополосные дороги просто не справляются с возросшим трафиком. И если протяженность федеральных трасс в стране составляет лишь 6% от общей длины дорог с твердым покрытием, то по аварийности их доля почти в два раза выше – около 11%.
Впрочем, у чиновников в Минтрансе есть спасительная идея, как уменьшить поток автомашин на дороге, заработав на этом денег. В ноябре прошлого года была создана корпорация «Российские автомобильные дороги», которая будет управлять платными трассами. В них будут переводить в первую очередь уже имеющиеся автомагистрали.
Так, на трассе «Дон» в Краснодарском крае на участке между Краснодаром и Новороссийском, а также от границы Ростовской области и до Выселковского района с водителей будет взиматься плата в размере 1 руб. с легкового автомобиля за один километр. С краснодарцев за путешествие к морю туда и обратно государство будет брать 300 руб. С грузовиков еще больше. Ведь денег на строительство дорог в стране катастрофически не хватает – сколько бы федеральный бюджет ни перечислил Минтрансу, все равно его структуры строят все меньше и все хуже.