0
2004
Газета Экономика Интернет-версия

17.03.2010 00:00:00

Россияне не хотят покупать новые авто

Тэги: автопром, кризис


автопром, кризис Россияне не торопятся пересаживаться на новые автомобили.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Правительство надеется, что упавший в кризис авторынок начнет восстанавливаться благодаря стабилизации и даже некоторому приросту ВВП в 2010 году. Такие оптимистические заявления чиновников прозвучали на Российском автомобильном форуме во вторник. Однако в действительности потенциальные покупатели не верят в экономическое оздоровление, а также в перспективы роста собственных доходов – ежемесячные продажи автомобилей продолжают падать более чем на 30% даже по отношению к провальным показателям 2009 года.

«Есть все предпосылки для того, чтобы в ближайшие три года ВВП страны рос примерно на уровне 4–4,5% с ускорением в 2012–2014 годах до 5,5–6%», – сказал замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, выступая на форуме, организованном Институтом Адама Смита. По словам Клепача, у российской экономики есть большой потенциал роста как за счет увеличения инвестиционного, так и потребительского спроса, несмотря на явно провальные результаты 2009 года. «При том что рецессия закончилась, а ВВП растет уже два квартала подряд, потенциал для роста имеется, – отметил чиновник, заранее уточнив, что не все так безоблачно. – Высокий уровень безработицы – 9,1% от экономически активного населения – ставит достаточно жесткие рамки для реализации намеченных планов». При этом Клепач не исключил появления новых проблем: «Вероятность того, что новая кризисная волна охватит мир и Россию в районе 2018 года, крайне велика».

Тем не менее, по его словам, у России есть все предпосылки, чтобы в ближайшие 3 или 5–6 лет стать снова одним из самых динамичных мировых рынков. «Кризис показал, что наша промышленность неконкурентоспособна, – отметил Клепач. – У нас есть максимум 3–4 года для того, чтобы провести серьезную модернизацию ключевых предприятий и перейти к более глубокому уровню локализации на предприятиях иностранных фирм. А если брать российских производителей, то производительность труда должна вырасти в 1,5–2 раза, и тогда с новыми моделями и новым уровнем технологий можно будет говорить об устойчивом развитии».

Однако российский автопром государство в беде не оставит. Как отметил в кулуарах форума замглавы МЭР, его ведомство скорее всего поддержит бизнес-план развития АвтоВАЗа, рассчитанный на период до 2020 года. «В течение ближайших дней вынесем решение по программе. Мое мнение – она заслуживает поддержку», – сказал Клепач. Он напомнил, что согласие Минэкономразвития, Минпромторговли и Минфина требуется для выделения компании средств из бюджета «сверх первоначальных 25 миллиардов рублей». По его словам, речь идет о 28 млрд. руб. «Изначально планировалось 38 миллиардов рублей, но сейчас эта сумма уточняется», – сказал он.

В свою очередь, глава департамента автопрома и сельхозмашиностроения Минпромторга Алексей Рахманов уточнил, что фактическое падение рынка продаж автомобилей в 2009 году составило 55%. Но меры господдержки явно не сработали: повышение таможенных пошлин дало в плюс 68,6 тыс. автомобилей, льготное кредитование – 71,5 тыс., льготная перевозка машин на Дальний Восток – еще 3 тыс. штук, закупки для федеральных и региональных нужд – 30 тыс. штук. Если учесть, что в 2008 году было продано более 3,2 млн. автомобилей, а в 2009 году – всего 1,463 млн. штук, то вышеуказанные показатели действенности господдержки могут вызвать лишь усмешку.

Между тем многие потенциальные покупатели откладывают покупки из-за неопределенной перспективы роста доходов. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за январь–февраль продажи легковых автомобилей в РФ сократились на 34% по отношению к тому же периоду прошлого года. По мнению экспертов, такой спад можно объяснить так же и отсутствием перспектив создания новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Реальные показатели продаж говорят о том, что у населения пока и доходы если и не снизились, то заморозились, и нет перспектив роста. К тому же нет уверенности в том, будет ли завтра работа, считает аналитик компании «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын. «Докризисные темпы роста авторынка вернуть будет очень сложно, – полагает эксперт. – Большинство аналитиков считают, что к докризисному объему продаж рынок вернется примерно в 2015–2016 годах». При этом государство могло бы способствовать ускорению процесса, будь на то высокая воля. «Например, покупателя нового автомобиля – в частности, российской сборки – можно освободить от уплаты налога на транспортное средство в первый год-два, – рассуждает Козицын. – Можно расширить льготное кредитование – компенсировать кредит на полную ставку рефинансирования ЦБ, например. Наконец, придумать какие-то проекты по приобретению гаражей и т.д. На самом деле можно много чего придумать, была бы опять же политическая воля». В любом случае, отмечает он, все эти меры, даже в совокупности, будут меньше по объему и затратам, чем прямое финансирование отечественных автопроизводителей.

Впрочем, некоторые экономисты не исключают, что российский авторынок может восстановиться и раньше 2016 года. Как отмечает консультант компании «2К Аудит – Деловые консультации» Андрей Чернявский, очевидно, что в 2010 году мощного подъема российского авторынка ждать не стоит. «Но, учитывая плохие показатели 2009 года и начало восстановления экономики, в этом году продажи автомобилей все же вырастут, – надеется он. – При этом рост может оказаться относительно быстрым – за счет низкой базы рынок может прибавить порядка 10%». По его мнению, на докризисный уровень авторынок вряд ли выйдет до 2012 года. «Для восстановления потребительского спроса необходимо хотя бы два года экономической стабильности и роста, а также восстановление кредитной системы, – считает Чернявский. – Что касается создания новых рабочих мест и нового экономического прорыва, то пока все масштабные инновационные проекты находятся в стадии разработки и являются долгосрочными. Сегодня Россия по-прежнему крайне зависима от ситуации на сырьевых рынках. Тем не менее курс на модернизацию и инновации задан, поэтому стоит ожидать позитивных изменений, что скажется и на росте благосостояния населения. Следовательно, вырастет и потребительская активность, в том числе и на авторынке. Однако кардинальных перемен в ближайшие год-два все же не произойдет».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1770
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3740
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2798
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2281

Другие новости