За водку в России сегодня бьются и продавцы, и покупатели.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Планы ограничения торговли алкоголем вызывают острые споры среди чиновников, политиков и экспертов. Вчера в Центре стратегических разработок депутаты, сенаторы и производители критиковали правительственную антиалкогольную концепцию. О неразберихе в антиалкогольной политике говорят и продолжающиеся споры вокруг запрета на круглосуточную продажу крепкого алкоголя.
«Самое сложное, что все, что государство намерено сделать в направлении антиалкогольной политики, нужно еще и выполнять, – парадоксально заметил в ходе дискуссии в Центре стратегических разработок (ЦСР) сенатор от Краснодарского края Александр Починок. – Мы немного успокоились из-за того, что в стране снова начала расти численность населения. Но я вынужден огорчить тех, кто еще не знает о том, что этот процесс – временный. В ближайшие годы у нас снова будет снижение рождаемости. И уже сегодня ясно, что через пару лет мы снова будем кричать, что из-за алкоголя и заболеваний, с ним связанных, умирают мужчины в самом трудоспособном возрасте». По его мнению, принятая властями «Концепция по реализации госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года» действительно обращает очень большое внимание на пропагандистскую часть, что уже хорошо. Но экс-глава ФНС считает, что она достаточно половинчата и в отдельных позициях может быть ужесточена. «Ясно, что концепция писалась под воздействием водочного лобби, это понятно хотя бы потому, что в ней есть ограничения на проведение винных и пивных фестивалей, но ничего не сказано о подобных водочных мероприятиях, – пояснил Починок. – Я сторонник дальнейшего повышения акцизов на табак и алкоголь».
В свою очередь, президент Фонда законодательных инициатив Григорий Томчин уверен, что повышение акцизов не даст ничего, кроме обратного эффекта. «Тем не менее мы должны вопросы разделить, – уточнил он. – Первая – легко реализуемая часть – прозрачность рынка алкоголя. Это сделать вполне можно. Но простое повышение цены никакого эффекта не даст». По его мнению, все программы, записанные в плане, должны быть разделены: программа борьбы с пивным, слабым алкоголем, за прозрачность рынка и т.д.
При этом, как заметил первый зампред комитета по охране здоровья ГД Николай Герасименко, проблема требует неоднозначного подхода. В этом вопросе «либо мы работаем на снижение потребления, либо будем снижать доходы бизнеса». «Понятно, что любое увеличение цены ведет к снижению потребления, – отметил он. – Тогда как сегодня у нас алкоголь можно купить в любое время, в любом месте и в любом возрасте и никакие ограничения не работают».
Замглавы комитета по бюджетам и налогам ГД Геннадий Кулик сокрушается по поводу неразберихи, царящей, по его мнению, в этом важном вопросе. «Меня беспокоит, что мы до конца не разобрались, с чего начинать и что ставить во главу угла в деле осуществления мер по борьбе с пьянством, – отмечает он. – Получается, что мы сегодня сложили все в кучу и собираемся построить некое идеальное общество – курить нельзя, пиво и водку пить нельзя, наркотики – само собой нельзя». Тогда как мер, способных отлучить население от пагубных пристрастий (например, повышения жизненного уровня), предлагается куда меньше.
Между тем сами производители особых проблем пока не видят. Как подчеркнул в беседе с «НГ» представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров, они поддерживают концепцию обеими руками. «К тому же это рамочный документ, которого раньше никогда не было, – отмечает Добров. – Кроме того, реализация некоторых его положений уже идет: введена минимальная цена на водку, готовятся ограничения по розничной продаже алкоголя – эти меры в виде законопроектов уже ходят по министерствам, и я надеюсь, что через какое-то время будет готов правительственный вариант, который будет внесен в Госдуму». Обсуждение было проведено, все меры и задачи вполне реализуемы, и, если тот настрой, который есть в органах власти, сохранится, все они будут воплощены в жизнь. Со своей стороны, он считает, что все три вопроса – борьба с потреблением алкоголя среди подрастающего поколения, с нелегальным рынком, общее снижение потребления алкоголя – четко взаимосвязаны между собой. «Извините, но писать три документа по каждой проблематике – это нонсенс», – считает Добров.
О закрытом режиме дискуссий вокруг запрета на круглосуточную продажу крепкого алкоголя в рамках правительственной комиссии первого вице-премьера Виктора Зубкова «НГ» писала 12 марта.